Дионисий Кассий Лонгин


Кассий Лонгин (греч. Κάσσιος Λογγῖνος; ок. 213 – 273 г. н.э.), также известный под именем Дионисий Кассий Лонгин[1] (греч. Διονύσιος Κάσσιος Λογγῖνος) или Псевдо-Лонгин[1] (греч. Ψεύδο-Λογγῖνος) был греческим[2] ритором и философским критиком. Он родился либо в Эмесе, либо в Афинах, учился в Александрии у Аммония Саккаса и Оригена Язычника и 30 лет преподавал в Афинах, а одним из его учеников был Порфирий. Лонгин не принял неоплатонизма, развивавшегося в то время Плотином, однако продолжал оставаться платоником старого типа, и его репутация литературного критика была огромной. Во время визита на восток он стал учителем, а впоследствии главным советником Зенобии, царицы Пальмиры. Именно по его совету она и попыталась восстановить независимость от Рима. Однако император Аврелиан подавил восстание, и Лонгин был казнён[2].

Происхождение его нееврейского имени Кассий неизвестно; можно предположить, что он был клиентом некоего Кассия Лонгина или что его предки получили римское право голоса под влиянием некоего Кассия Лонгина. Он родился около 213 г. и был убит в 273 г. в возрасте 60 лет. Предположение о том, что его первоначальное имя было Дионисий, возникло лишь потому, что риторический трактат I в. «О возвышенном» приписывался «Дионисию или Лонгину» в средневековый период.

Место его рождения неизвестно; одни сообщают, что Лонгин родился в Эмесе[2], а другие говорят, что в Афинах[3]. Суда [4] утверждает, что Фронтон из Эмесы, дядя Лонгина, преподавал риторику в Афинах, а после своей смерти в Афинах оставил после себя Лонгина, сына своей сестры Фронтониды.

Казалось бы, Фронтон внимательно озаботился воспитанием племянника и на смертном одре сделал его своим наследником. В предисловии к сочинению «О концах», сохранившемся у Порфирия в «Жизни Плотина», сам Лонгин рассказывает, что с ранних лет он совершил много путешествий с родителями, посетил много стран и познакомился со всеми, кто пользовались репутацией философов, и среди которых наиболее прославленны были Аммоний Саккас, Ориген Язычник, Плотин и Амелий. Из первых двух Лонгин был учеником в течение длительного времени, однако Лонгин не принял неоплатонизм, развиваемый тогда Аммонием и Плотином, скорее он продолжал как платоник старого типа[2].

Изучая философию, Лонгин внимательно изучил труды Платона; из дошедших до нас фрагментов, а также из комментариев, которые он написал к нескольким диалогам Платона, видно, что он и сам был настоящим платоником. Немногие сохранившиеся фрагменты его комментариев показывают, что он был свободен от аллегорических представлений, с помощью которых его современники утверждали, будто они обнаружили мудрость древних. Его комментарии объясняли не только предмет, обсуждаемый Платоном, но также и его стиль и манеру речи. В отличие от Плотина, Лонгин отстаивал доктрину о том, что платоновские идеи существуют вне божественного Нуса. Плотин, прочитав его трактат «О первоначалах», заметил, что Лонгин может быть учёным, но не философом[2] [5].