Дифференцированная бронезащита


Дифференцированная бронезащита или дифференцированное бронирование — классификационный термин конструкции боевых бронированных машин (ББМ), таких как танки, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортёры, боевые машины пехоты и бронеавтомобили.

Боевая машина имеет дифференцированную бронезащиту, если её корпус имеет броню неравной толщины в различных своих частях. Как правило, броня большей толщины устанавливается в местах, подверженных наиболее плотной огневой (снарядной) нагрузке — в лобовой проекции или по всей передней оконечности машины. Менее толстой бронёй защищаются борта и корма.

Принцип дифференцированного бронирования (и его наименование) был выработан ЦНИИ-48 при непосредственном участии его директора А.С. Завьялова в 1943 -1944 годах[Комм. 1], когда вместо равнотолщинной по периметру машины защиты было предложено резко усилить бронирование лобовой проекции корпуса и башни. В частности эти данные были использованы конструктором Н.Л. Духовым при проектировании танка ИС-3.

Антиподом дифференцированной бронезащиты является равнопрочное бронирование, когда весь корпус машины собирается из бронеплит равной толщины (кроме крыши и днища).

Примером равнопрочного бронирования является бронекорпус танка Т-34, все бронедетали которого выполнены из катаной стальной брони марки «8С» толщиной 45 мм. ТТТ на защиту танка была задана его непоражаемость при обстреле бронебойным цельнокорпусным (калиберным) бронебойным снарядом 37-мм пушек со всех дистанций[Комм. 2].

Преимуществом дифференцированной бронезащиты является меньшая масса машины при том же уровне защищённости со всеми вытекающими положительными последствиями, такими как лучшая подвижность, меньшая нагрузка на подвеску и моторно-трансмиссионную группу, возможность дальнейшего усиления бронирования и вооружения. Однако существуют и недостатки — бо́льшая уязвимость для флангового огня по сравнению с равнопрочным бронированием с той же толщиной лобовых деталей, необходимость в разнообразных марках броневого проката.