Добржанский, Александр Николаевич


Алекса́ндр Никола́евич Добржа́нский (1 мая 1873, Тифлисская губерния15 ноября 1937, Париж) — генерал-майор Русской императорской армии, участник Первой мировой войны. Кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени и Георгиевского оружия. Один из инициаторов создания автомобильных войск в России, бессменный командир 1-й автомобильной пулемётной роты — первого в истории русской армии подразделения бронеавтомобилей. Участник Олимпийских игр 1912 года в Стокгольме[1].

Окончил Тифлисский кадетский корпус (1891) и 2-е Константиновское военное училище по 1-му разряду (1893), откуда выпущен был подпоручиком в 149-й пехотный Черноморский полк.

В 1894 году был переведен в 1-й Кавказский стрелковый батальон, 6 мая 1896 года — в лейб-гвардии Егерский полк. 6 декабря 1897 года произведен в поручики, 6 декабря 1901 года — в штабс-капитаны. В 1900 году окончил курсы восточных языков при Азиатском департаменте МИД, где изучал турецкий, персидский и арабский. 30 апреля 1904 года назначен в распоряжение командующего войсками Кавказского военного округа, с оставлением в списках того же полка. 16 августа 1907 года произведен в капитаны, 14 апреля 1913 года — в полковники.

Был известен как один из лучших стрелков в Гвардии: награжден за стрельбу обыкновенным военным призом в 74 руб. (1894); на состязании офицеров в стрельбе в цель из винтовки выбил 1-й Императорский приз (1899, 1902); выбил 2-й Императорский приз (1900, 1903); выполнил условия получения приза (1901, 1902, 1903 - дважды)[2].

В 1912 году капитан Добржанский был приглашен в состав сборной Российской империи для участия в Олимпийских играх в Стокгольме. Принял участие в семи стрелковых дисциплинах — индивидуальной и командной стрельбе по мишени «бегущий олень», индивидуальной стрельбе с дистанции 300 метров из произвольной винтовки, индивидуальной стрельбе с дистанции 300 и 600 метров из военной винтовки, индивидуальной стрельбе с дистанции 25 метров из малокалиберной винтовки, а также индивидуальной стрельбе с дистанции 50 метров из винтовки в положении лёжа.

С началом Первой мировой войны, 22 сентября 1914 года назначен командиром бронированной пулемётной автомобильной роты — первой в истории роты блиндированных автомобилей. Формирование роты было стремительным. Добржанский принимал самое непосредственное участие в разработке чертежей блиндированных автомобилей по проекту инженера-механика А. Я. Грауэна. Под его руководством происходило стремительное формирование роты, он же и повёл её в первый бой. Уже 19 октября 1914 года рота, укомплектованная восьмью бронеавтомобилями на базе отечественного шасси Руссо-Балт тип С, тяжелым пушечным автомобилем Маннесман-Мулаг, а также небронированными грузовиками «Бенц» и «Олдайс», отправляется на фронт.