Договорные порты


Договорные порты — это портовые города в Китае и Японии, которые были открыты для внешней торговли в основном «неравноправными договорами» с западными державами, а также города в Корее, открытые аналогичным образом Японской империей.[1]

Британцы основали свои первые договорные порты в Китае после завершения Первой опиумной войны по Нанкинскому договору в 1842 году. Помимо бессрочной передачи острова Гонконг Соединенному Королевству, договор также учредил пять договорных портов в Шанхае, Кантоне (Гуанчжоу), Нингпо (Нинбо), Фучшоу (Фучжоу) и Амой (Сямынь). В следующем году китайцы и британцы подписали Хумэньский договор, в который добавлялись положения об экстерриториальности и статусе наиболее благоприятствуемой нации для последней страны. Последующие переговоры с американцами (Вансяский договор 1844 г.) и французами (договор Вампоа 1844 г.) привели к дальнейшим уступкам для этих стран на тех же условиях, что и для британцев.

Вторая группа договорных портов была создана после окончания Второй опиумной войны, и, в конечном итоге, только в Китае было создано более 80 договорных портов с участием многих иностранных держав.

Все иностранцы жили в престижных кварталах, недавно построенных для них на окраинах существующих портовых городов. Они пользовались правовой экстерриториальностью, как это было предусмотрено в неравноправных договорах. Иностранные клубы, ипподромы и церкви были созданы в крупных договорных портах. Некоторые из этих портовых районов были напрямую арендованы иностранными державами, например, в концессиях в Китае, что фактически вывело их из-под контроля местных властей.[2]

Западные изображения китайских договорных портов сосредотачиваются на отличительной географии «пучка», длинной узкой полосе земли в отличном месте на набережной, где располагались предприятия, офисы, склады и резиденции всех иностранцев. Шанхайская набережная была самой большой и известной. Северный берег реки в Нинбо (ныне известный как Старая набережная) был первым в Китае, открывшимся в 1844 году, за 20 лет до Шанхайской набережной. Типичная набережная состояла из британских, немецких, французских, американских, японских и других граждан.

Даже скромная зарплата позволила бы им иметь многочисленных китайских слуг. Набережная представляла собой самоуправляемую организацию со своими магазинами, ресторанами, развлекательными заведениями, парками и церквями, судами, полицией и местными органами власти. Как правило, эти помещения были закрыты для местных жителей. Британцы, которые доминировали во внешней торговле с Китаем, обычно представляли наибольшее присутствие в таких местах. Бизнесмены и чиновники обычно привозили с собой свои семьи и оставались там на долгие годы, но отправляли своих старших детей обратно в Англию для получения образования.