Беккафуми, Доменико


Доменико Беккафуми[6], настоящее имя Доменико ди Джакомо ди Паче (итал. Domenico di Giacomo di Pace, 1486, Монтаперти (ныне Кастельнуово-Берарденга, провинция Сиена) — 18 мая 1551, Сиена) — живописец итальянского маньеризма сиенской школы, архитектор, скульптор и гравёр по дереву в технике кьяроскуро. Известен также под прозванием Мекерино, или Мекарино (итал. Mecherino, Mecarino — «Маленький Мекеро»).

Сын Джакомо ди Паче, крестьянина, работавшего в имении Лоренцо Беккафуми (откуда произошла фамилия художника), который, по свидетельству Дж. Вазари (Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих; 1550), увидев художественные способности ребёнка, привёл его в дом, заставил учиться, а затем направил к сиенскому мастеру Мекеро (отсюда прозвание — Мекерино или иль-Мекарино)[7].

Посещение Рима и, особенно, Флоренции в 1509 году оказало огромное влияние на Беккафуми, который, будучи ещё молодым человеком, проникся творчеством Рафаэля и Микеланджело. Поэтому можно утверждать, что формирование Беккафуми-художника проходило в духовной атмосфере искусства флорентийской школы. Фрески Станца делла Сеньятура Рафаэля, Сикстинского плафона Микеланджело, Виллы Фарнезина Бальдассаре Перуцци дали молодому художнику образцы для подражания, что очевидно на примере ранних произведений Беккафуми 1513—1514 годов. Выразительные жесты, контрасты светотени: сумерками тени и яркими красками света, раскрывают в этих работах определённый маньеристский стиль, позднее названный «тосканской манерой»[8]. По возвращении в Сиену художник много работал для городских церквей: фрески Оратория Сан-Бернардино, павимент (мозаичный пол) Сиенского собора, росписи церкви Сан Мартино (1519—1523). Около 1519 года, предположительно, Беккафуми совершил второе путешествие в Рим. Не исключено, что вторичное влияние мощного искусства Микеланджело, присутствовавшего во Флоренции в то десятилетие, может объяснить почти скульптурное ощущение объемов по отношению к пространству и свету в зрелых произведениях Беккафуми.

В 1529—1535 годах Доменико Беккафуми расписывал свод Зала Консистории (Sala del Concistoro) Палаццо Публико в Сиене. «После его смерти в 1551 году исчезает последний достойный представитель живописной традиции, которая на протяжении трёх столетий умела выражать особый дух города Сиены с чрезвычайной связностью языка и часто с высокими результатами»[9].