Донгзыонг


Донгзыонг (вьет. Đồng Dương, тьы-ном 東陽) — руины комплекса кирпичных тямских монументов, расположенные в центральной части Вьетнама (уезд Тхангбинь провинции Куангнам), в 20 км на юго-восток от другого важного памятника — Мишона[1]. Донгзыонг — один из самых ранних буддийских архитектурных памятников в Юго-Восточной Азии, бывший крупным буддийским центром региона[2][3]. Частично изучен французской экспедицией под руководством Анри Пармантье осенью 1902 года[4], во время Вьетнамской войны был сильно разрушен[5].

Влияние донгзыонгской скульптуры на искусство Тямпы огромно; в его честь назван скульптурный и архитектурный стиль[1]. Кроме самого Донгзыонга к нему принадлежит два храма Мишона, A10 и B4[6]. После краткого всплеска популярности буддизма Тямпа снова вернулась к шиваизму, ввиду чего других аналогичных крупных тямских буддийских комплексов не существует[1]. Музей тямской скульптуры[англ.] в Дананге содержит множество артефактов из Донгзыонга, однако они размещены там без всякого порядка, что затрудняет работу с ними археологов, а также их датировку и идентификацию[3].

Донгзыонг был основан королём Индраварманом II на территории столицы Индрапуры как буддийский монастырь направления махаяна, он назывался «Лакшминдра Локешвара» и посвящён Авалокитешваре, хранителю династии Индрапуры[1][3][7]. Хотя Донгзыонг — буддийский комплекс, его название сочетает имена божеств из индуизма (Лакшми, Индра) и буддизма (Локешвара)[8]; кроме того, там находится несколько статуй индуистских божеств Шивы и Лакшми, а также тямской богини-матери Уроджи[9][прим. 1]. Датировка зданий затруднена, найдено две стелы, относящие постройки внутреннего двора I к 875 году, другие же возведены в начале X века[1][3]. Храмы башенного типа (каланы) полностью выполнены из кирпича, за исключением каменных дверных проёмов — это характерная особенность тямских храмов[10].

В 979 году тямский король Парамешвараман[кит.] попытался взять Хоалы, а спустя два года заключил в тюрьму дайвьетских послов, прибывших с целью установления дипломатических отношений. В ответ в 982 году император Дайвьета Ле Дай-хань атаковал Тямпу. В ходе карательной экспедиции Парамешвар был убит, а множество тямских памятников разрушено; Донгзыонг разграбили и сожгли, статуя Авалокитешвары с алтаря Главного храма была заблаговременно вынесена из него и спрятана в яме, пересыпанная песком, галькой и кирпичами[11].