Дорожный просвет


Доро́жный просве́т (также кли́ренс, от англ. clearance) — расстояние между опорной поверхностью (дорогой) и самой нижней точкой центральной части автомобиля. По российским нормативным документам, центральная часть автомобиля — это часть, заключённая между двумя плоскостями, параллельными продольной плоскости симметрии автомобиля и равноотстоящими от внутренней поверхности колёс, проекция центральной части на опорную поверхность составляет 80% расстояния между внутренними поверхностями колёс одной оси[1]. В эту зону обычно не попадают брызговики и точки крепления амортизаторов)[2]. В военной терминологии — расстояние от грунта до наиболее низко расположенного элемента конструкции машины (грузовика, танка и т. д.), исключая колёса или гусеницы[3][4].

Для повышения проходимости на плохих дорогах требуется большой дорожный просвет[5]. На некоторых автомобилях его можно изменять во время движения[6]. Высокий центр масс снижает устойчивость и управляемость, поэтому при быстрой езде на хороших дорогах просвет целесообразно уменьшать.

Дорожный просвет обычно указывается в миллиметрах. Измерить клиренс можно при помощи рулетки либо любой линейки. Делают замер:

Заниженный клиренс может привести к тому, что детали выхлопной системы автомобиля, которые находятся на днище, могут быть повреждены. В случае пробитого поддона есть риск потери масла, что приведет к заклиниванию двигателя и последующему капитальному ремонту.

Иногда указывают два значения — просвет под передней осью и под задней, в случае переднеприводного автомобиля эти значения более или менее близки.

Среди других серийных транспортных средств наибольшим дорожным просветом обладают пропашные тракторы. У универсально-пропашных тракторов он составляет 500—700 мм, а у специальных (например, хлопководческих) — до 2000 мм. Столь большой дорожный просвет необходим пропашному тактору для возможности следования колесами по междурядьям, чтобы не повреждать стебли и соцветия обрабатываемых растений. На пахотных и промышленных тракторах дорожный просвет существенно меньше, определяется из условий проходимости и обычно составляет 300—400 мм.