Дубининская улица


Дуби́нинская у́лица (образована в 1922 году объединением Коло́менской-Ямско́й улицы и Дани́ловской улицы, в XIX веке известной как продолжение улицы Щипо́к) — радиальная улица в районе Замоскворечье Центрального административного округа города Москвы. Проходит от Зацепской площади до Даниловского Вала, продолжая трассу Новокузнецкой улицы к югу от Садового кольца. Фактическая нумерация домов по Дубининской захватывает прилегающие проезды — от Павелецкого вокзала до Данилова монастыря.

К Дубининской улице примыкают с нечётной (восточной) стороны Жуков проезд, c чётной (западной стороны) Стремянный переулок, Малый Строченовский переулок, улица Щипок (в современных границах), Первый Щипковский переулок и Павловские переулки (с 1-го по 3-й). В южной части улицы сохранилась застройка конца XIX века, типичная для фабричных окраин Москвы.

Современное название — в честь революционера и депутата Моссовета Ивана Константиновича Дубинина (1888—1920), жившего на этой улице. Исторические названия — по Ямской слободе, обслуживавшей направление на Коломну, и по Данилову монастырю.

Коломенская ямская слобода известна с XVI века — сюда в 1592 году были переведены ямщики, ранее жившие в Ямской слободе на Полянке.Храм Флора и Лавра (покровителей лошадей и зависевших от них ямщиков) на Зацепе известен с 1642 года; в 1778 году на его месте была выстроена новая церковь, которая после ряда достроек обрела современный вид к 1835 году. В 1938 году храм был передан обновленцам, в 1940 году закрыт. В 1950-е годы была взорвана колокольня; её выстроили заново после передачи храма церкви в 1992 году[1].

Местность между ямской слободой и Даниловым монастырём долго оставалась слабо застроенной. На планах середины XIX века продолжение Коломенской-Ямской улицы к югу от улицы Щипок и Жукова проезда также называется Щипком и доходит только до 1-го Павловского переулка, за которым простирались сады Павловской больницы. По восточной стороне улицы показаны обширные усадебные дворы, причём в каждом из них — пруд (озерцо) на месте старицы реки Москвы; к западу — только огороды. Из тогдашних усадеб сохранилась только одна, на углу Жукова проезда (№ 49—51).

Во второй половине XIX века на Коломенской и Даниловской улицах развернулось промышленное строительство, особо развившееся после прокладки железнодорожной линии в Поволжье и устройство Саратовского (Павелецкого) вокзала. Большинство из построенных тогда и в советское время фабрик в наши дни перестроены под офисы, торговые и складские помещения. Улицу до 80-х гг. пересекало три железнодорожных переезда через линии, соединявшие завод Владимира Ильича со станцией Москва-Товарная-Павелецкая. В настоящее время все переезды ликвидированы.