Егорлыкская


Егорлы́кская — станица, административный центр Егорлыкского района Ростовской области и Егорлыкского сельского поселения.

Население — 17 660[2] человек (2010), крупнейший населённый пункт района и крупнейшая по населению станица Ростовской области[3].

Железнодорожная станция Атаман на линии «БатайскСальск» Ростовского региона Северо-Кавказской железной дороги — филиала ОАО «Российские железные дороги». В трёх км западнее станицы расположен военный аэродром Егорлыкская (в настоящее время закрыт).

Именно под Егорлыкской 25-27 февраля (12-14 февраля по старому стилю) 1920 года разыгралось самое крупное за всю Гражданскую войну встречное конное сражение, где общие силы обеих сторон достигали 25 тысяч всадников.

В конце XVIII века Россия сблизилась с Грузией и Арменией, которые были на грани порабощения азиатскими завоевателями. В 1783 году между Россией и Грузией был заключен серьёзный трактат на «постоянное пребывание в Тифлисе двух батальонов русских войск при четырёх орудиях». С увеличением численности войск со сменой личного состава, снабжением возникали большие затруднения, так как на пути движения от Батайска до села Средний Егорлык не было населённых пунктов. По решению царского правительства и по ходатайству атамана М. И. Платова были созданы четыре задонских станицы вдоль тракта на Кавказ — Злодейская, Кагальницкая, Мечётинская и Егорлыкская. Переселяли туда жителей тех станиц войска Донского, которые особо нуждались в свободной земле.

Переселение это было принудительное, по жребию. Первыми жителями станицы Егорлыкской были крестьяне из Черниговской, Екатеринославской и других губерний. Спустя десять лет на обжитое и оборудованное место переселили около 75 семей казаков из Луганской, Нижне-Чирской, Калачинской, Березовской, Мигулинской, Хазовской станиц, слободы Провальской. Крестьян к тому времени перевели в категорию приписных казаков Войска Донского и реестровые казаки большей частью нужны были как наставники вновь образованному казачеству в привитии казачьего уклада жизни. Первые землянки начали строить весной 1809 года по обеим сторонам реки Средний Егорлык.