Единорог (экономика)


Компания-единорог или юникорн (англ. Unicorn company) — компания-стартап, получившая рыночную оценку стоимости в размере свыше $1 млрд.

Термин применяется с начала 2010-х годов. Ряд инновационных стартапов в Кремниевой долине, открывших новые рыночные ниши, достигали рыночной оценки стоимости в $1 млрд за 5—7 лет: Airbnb, Twitter, WhatsApp, DropBox, Lyft и другие[1].

По состоянию на июль 2021 года, наибольшее число единорогов зафиксировано в США (441) и Китае (253). Вместе они аккумулируют 76,7 % известных в мире единорогов[2]. Существуют различные интерпретации того, что такое деиндустриализация. Многие связывают американскую деиндустриализацию с массовым закрытием заводов автопроизводителей в так называемом «Ржавом поясе» в период с 1980 по 1990 годов. Федеральная резервная система США повысила процентные и валютные ставки, начиная с 1979 года и до 1984 года, что автоматически вызвало падение цен на импорт. В это время в Японии быстро росла производительность труда, что привело к упадку станкостроительного сектора США[3]. Вторая волна деиндустриализации произошла между 2001 и 2009 годами, кульминацией которой стало спасение автопроизводителей GM и Chrysler[4].

Роль университетов и университетских предпринимательских экосистем в создании компаний-единорогов трудно переоценить. Так, выпускники только Стэнфорда уже создали более 50 подобных компаний из примерно 270 во всем мире до 2017 года, то есть около ≈19 %[5].

В России подобного рода компании отсутствуют[2][6]. Это связано с небольшим размером финансового рынка, недостаточно благоприятной деловой средой, слабой вовлеченностью в глобальную экономику высоких технологий и так далее. При этом есть очевидные претенденты на звание компании-единорога (юникорна) на российском венчурном рынке: «Авито», «Яндекс», «Яндекс.Такси», VK, Playrix, Badoo, «Делимобиль» и OCSiAl[7][8]. Также есть компании-единороги, основанные выходцами из России, например Telegram, Revolut, GoPuff, Sila Nanotechnologies, Acronis, Webflow, Formlabs, Personio, Outschool, OrcaBio, InDrive, TradingView, ClickHouse, Uzum[8][9][10][11].

Когда Эйлин Ли впервые ввела термин «единорог» в 2013 году, всего тридцать девять компаний считались единорогами[12]. В другом исследовании, проведенном Harvard Business Review, было установлено, что стартапы, основанные в период с 2012 по 2015 год, росли в цене в два раза быстрее, чем компании из стартапов, основанных в период с 2000 по 2013 год[13].