Елена


Еле́на — женское русское личное имя греческого происхождения; восходит к др.-греч. Ἑλένη — имени Елены Прекрасной, героини цикла древнегреческих мифов и сказаний. Этимология имени неясна. Высказывались предположения, что имя Ἑλένη соотносится с понятиями «солнечный луч» или «солнечный свет» (ср. с Ἥλιος — Гелиос, бог Солнца в древнегреческой мифологии)[4][5]. Другая версия, увязывающая имя Ἑλένη со словом Ἕλληνες (эллины, самоназвание греков), отмечается как сомнительная[4]. Наконец, имя также связывалось с апеллятивом ἑλένη (ἑλάνη) — «тростниковый факел», но и эта версия не имеет достаточных подтверждений[6].

Народные формы имени — Олена, Олёна, Алёна, Еления, Илена, Ялена; распространённая краткая форма — Лена. Также в русском языке известны варианты имени, заимствованные из западнославянских языков — Гелена (Хелена) — и других европейских — Элен, Элина, Илона[5]. Народная форма имени Алёна используется как самостоятельное личное имя, так может использоваться и краткая форма Лена.

Имя Елена долгое время занимало лидирующие позиции по популярности среди женских русских личных имёнПерейти к разделу «#Распространённость имени».

В древнегреческой мифологии Елена Спартанская, или Троянская — прекраснейшая из женщин, чьей красоте завидовали даже богини; согласно одной из версий мифа, она была дочерью Зевса и Леды. Царь Афин Тесей похитил Елену, но братья Диоскуры (Кастор и Полидевк) освободили свою сестру. К Елене сватались видные греческие воины, герои и цари. Отчим Елены предоставил приёмной дочери возможность самой выбрать мужа, а многочисленные женихи поклялись, по совету Одиссея, также сватавшегося к Елене, уважать её выбор и защищать её. Елена стала супругой царя Спарты Менелая. Однако во время спора богинь Афродиты, Геры и Афины за яблоко Эриды (с провокационной надписью «прекраснейшей») Афродита пообещала Елену Прекрасную троянскому царевичу Парису, который должен был присудить «яблоко раздора» одной из богинь. Парис отдал яблоко Афродите и вскоре, наделённый чарами обольщения, повторно похитил Елену. Дерзкий поступок Париса послужил поводом к Троянской войне; верные своей клятве, в ней участвовали все греческие цари и герои. По окончании войны Елена вернулась в Спарту, где ей воздавались божественные почести[7].

Притягательная сила образа Елены Прекрасной отмечалась ещё философами Горгием и Исократом (VIV века до н. э.); она являлась действующим лицом многих античных драматических произведений (например, у Еврипида, Софокла, Сенеки). В эпоху Ренессанса к мифическим сюжетам, связанным с ней, обращались художники Тинторетто и Приматиччо; позднее — Гвидо Рени, Тьеполо, Тишбейн Старший, Жак-Луи Давид, Ханс фон Маре. Елена Прекрасная вдохновляла поэтов И. В. Гёте и О. Уайльда, композиторов К. В. Глюка, Ж. Оффенбаха, К. Сен-Санса и Р. Штрауса[7].