Жилинская, Нина Ивановна


Нина Ивановна Жилинская (урождённая Кочеткова; 1926, Подольск — 1995, Москва) — советский и российский скульптор, живописец и график. Жена художника Дмитрия Жилинского, мать художницы Ольги Жилинской.

Нина Кочеткова родилась в Подольске 18 декабря 1926 года[1][2] (по другим данным — 29 декабря[3]). В 1945 году поступила в Московский архитектурный институт, но в 1947 году перевелась в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ)[4]. Училась у А. А. Дейнеки и В. И. Дерунова[1]. В 1952 году МИПИДИ был ликвидирован, и Нина Жилинская закончила своё образование в Высшем художественно-промышленном училище в Ленинграде[4]. Темой её дипломной работы был проект памятника К. А. Тимирязеву (руководитель В. И. Дерунов)[3]. Также училась скульптуре у А. Е. Зеленского и И. С. Ефимова[1], а живописи — у Е. Л. Коровай[2].

В 1952 году Нина Кочеткова вышла замуж за художника Дмитрия Жилинского. Супруги жили в Москве в Новогирееве в одном доме с И. С. Ефимовым и В. А. Фаворским[4].

Нина Жилинская принимала участие в художественных выставках с 1954 года. Член Союза художников СССР с 1955 года[1]. Принимала участие в групповых выставках в Москве в 1959 (Асерьянц и другие) и 1979 годах (Берендгоф и другие). Персональные выставки Нины Жилинской проходили в Москве в 1996 и 1997 годах, а также в Обнинске, Туле и Серпухове[2].

Работала преимущественно в станковой и декоративной скульптуре. Зарекомендовала себя как автор жанровых композиций, в ряд произведений добавляла цвет[3]. Первой в СССР стала создавать скульптурные пейзажи и натюрморты в стиле необарокко, развивала традиции авангардного искусства, деформировала в своих работах человеческое тело. Для её работ характерны «динамика, драматический пафос, дух борьбы и страдания». В 1985 году перенесла инсульт, потеряла способность владеть правой рукой и говорить. Научившись работать левой рукой, художница последние десять лет жизни работала в технике рисунка и живописи[5].

Портреты Нины Жилинской выполнили Д. М. Шаховской (песчаник, 1955), Д. Д. Жилинский («Портрет жены» — масло, 1953 и 1954), А. Е. Зеленский (гипс тонированный, 1956), И. Ф. Блюмель (терракота, 1968)[3].