Жиль Орвальский


Жиль Орвальский, или Жиль д’Орваль, он же Гиллис ван Орваль, или Эгидий Льежский (нидерл. Gillis van Orval, фр. Gilles d'Orval, лат. Aegidius Aureaevallensis, или Aegidius Leodiensis; ум. после 1251[2][3][4]) — нидерландский хронист из Льежского княжества-епископства, монах-цистерцианец из аббатства Орваль близ Флоранвиля (совр. бельгийская провинция Люксембург), автор «Деяний Льежских епископов» (лат. Gesta episcoporum Leodiensium).

Происхождение, а также место и время рождения точно неизвестны. Вероятно, был уроженцем Льежа[5] или его окрестностей, получив начальное образование в школе при льежском кафедральном соборе Св. Ламберта[англ.]. В юном возрасте вступил в орден цистерцианцев, подвизавшись в аббатстве Нотр-Дам-д’Орваль, относившемся в XIII веке к епархии Трира (ныне принадлежит общине траппистов и подчиняется епархии Намюра). В 1241 году стал приором монастыря[6], прожив там ещё не менее десяти лет.

«Деяния Льежских епископов» (лат. Gesta episcoporum Leodiensium) написаны им между 1247 и 1251 годами[7] и охватывают историю епархии Льежа и её предстоятелей, начиная с правления Теодуина/Дитвина (1048—1075) до вступления на престол в 1247 году Генриха III Гелдернского[8]. Продолжив в них хроники Херигера Лоббского и Ансельма Льежского[англ.] (XI в.), содержание которых, охватывающее события с IV века н. э. по 1048 год, кратко излагается в первых двух книгах[4], Жиль добавляет к ним в третьей собственный материал[9].

По своему характеру «Деяния Льежских епископов» являются обширной компиляцией, собранной без особой критики использованных источников[8], среди которых, помимо вышеназванных, следует назвать «Всемирную хронику» Сигеберта из Жамблу (около 1112 г.), «Хронику монастыря Св. Лаврентия в Льеже» (лат. Chronica S. Laurentii Leodiensis) Руперта из Дёйца (ум. 1129), «Деяния Синт-Трёйденских аббатов» (лат. Gesta Abbatum Trudonensium) Рудольфа Трёйденского[англ.] (ум. 1138), «Анналы» Ламберта Малого (кон. XII в.), «Хронику Эно» Жильбера Монсского (около 1200 г.), «Льежские анналы», «Трирские деяния»[англ.] (XII в.), житие Св. Серватия Маастрихтского и др[10][11]. Помимо этого, анализ текста «Деяний» выдаёт знакомство их автора с трактатом Беды Достопочтенного «О счёте времён» (лат. De temporum ratione), «Зерцалом историческим» Винсента из Бове, хрониками Одона Дейльского, Оттона Фрейзингенского, Роберта из Ториньи и Гелинанда из Фруамона, а также анонимными «Заметками об Орвале» (лат. Notae Aureaevallenses)[12].