ЗИМ (ГАЗ-12)


ЗИМ (до 1957 года), ГАЗ-12 — шестиместный и шестиоконный длинный седан большого и представительского класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе (Завод имени Молотова) с 1949 по 1959 год (некоторые модификации — по 1960 год).

«ЗИМ» — первая представительская модель Горьковского автозавода и последняя массовая модель данного (большого) класса, которая не была ограничена в своём применении[1]. ГАЗ-12 использовался для службы в таксомоторных парках и в качестве служебного автомобиля, предназначенного для партийной и правительственной номенклатуры среднего, но не высшего (им полагался автомобиль ЗИС-101 или ЗИС-110) уровня. В отдельных случаях продавался и в личное пользование. Всего с 1949 по 1959 год было выпущено 21 527 экземпляров ЗИМ / ГАЗ-12 всех модификаций. В 1959 году на смену пришла модель «Чайка» ГАЗ-13.

Выше автомобилей ЗИМ («Завод имени Молотова») по субординации были только автомобили ЗИС («Завода имени Сталина»). Однако, это не мешало «молотовцам» из Горького в их негласном соперничестве со «сталинцами» из Москвы всегда создавать более смелые и передовые конструкции. В частности, на ЗИМе впервые в советской практике была применена гидромеханическая трансмиссия, обеспечивающая плавный разгон с места и удобство управления передачами[2]. Разработка начата в 1948 году и велась в сжатые сроки, поскольку отпущено было всего 29 месяцев. Конструктор — Андрей Липгарт, ответственный художник-конструктор Лев Еремеев — будущий автор внешности М-21 «Победа-II», «Волги» ГАЗ-21, ЗИЛ-111 и «Чайки» ГАЗ-13.

В практике мирового автомобилестроения ЗИМ стал первым автомобилем, который имел несущий кузов с тремя рядами сидений[3]. До этого автомобили с такой длинной колёсной базой имели только рамную конструкцию. Лишь в передней части кузова ЗИМ имелась короткая отъёмная подмоторная рама (подрамник), прикреплённая к кузову болтами. Горьковские конструкторы тем не менее первыми в мире создали легковой автомобиль такой длины с несущим кузовом.

Главная причина выбора безрамного кузова заключалась в ограничении максимальной массы автомобиля из-за недостаточных резервов мощности имеющегося шестицилиндрового двигателя ГАЗ-11 в условиях дефицита качественного бензина из-за послевоенной разрухи. Так как ЗИМ был предназначен для использования в представительских целях и в качестве такси, уровень крыши был значительно выше, чем на обычных легковых автомобилях тех лет — это позволило создать очень просторный по высоте салон и обеспечить свободную посадку пассажиров.