Закаспийская железная дорога


Закаспийская военная железная дорога[1], Закаспи́йская желе́зная доро́га[2] — военная железная дорога, построенная в 18801891 годах российскими железнодорожными батальонами в Закаспийской области России.

Постройка военной железной дороги была начата в 1880 году. Причиной постройки стала экспедиция генерала М. Д. Скобелева в Ахал-Текинский оазис и осада крепости Геок-Тепе[4].

Дорога на первом её участке строилась узкоколейной с дековилевской колеёй, на первых 25 верстах предполагалась паровая тяга, а далее конная. Однако вскоре это решение было пересмотрено и дорогу продолжили строить с колеёй 1524 мм, перешит был на русскую колею и первый участок[4].

Дорога начиналась от станции Узун-Ада на побережье Каспийского моря, но потом была проложена линия до порта Красноводск[4].

Здесь, на Закаспийской дороге, инженер И. Н. Ливчак применил разработанную им новую технологию механизированной укладки железнодорожного пути[5].

Первоначально дорога служила только нуждам Русской императорской армии, однако впоследствии у дороги появилось и хозяйственное значение, в 1888 году (после открытия моста через Амударью и открытия сообщения с Самаркандом) дорога из убыточной превратилась в доходную[6].