Защита Паламеда


«Защита Паламеда», также «Апология Паламеда» (др.-греч. Ὑπέρ Παλαμήδους ἀπολογία) — произведение древнегреческого софиста и ритора Горгия V века до н. э.

«Защита Паламеда» была учебной речью. На её основе Горгий обучал риторике, аргументации и технике красноречия. Произведение представляет собой речь героя Троянской войны Паламеда, которую ему следовало бы произнести для своего оправдания. Тема парадоксальна, так как согласно мифу Паламеда убили по ложному и подстроенному обвинению Одиссея.

Значение речи состоит в том, что в ней «отец риторики» Горгий применил несколько приёмов красноречия, которые потом активно использовали его многочисленные ученики. Также Горгий впервые, во всяком случае из дошедшей до нас античной литературы, описал технику двухшагового опровержения тезиса, получившую название «аргумента от противного».

«Защиту Паламеда» датируют промежутком между 30-ми годами V века до н. э. и первым десятилетием IV века до н. э. По мнению Чарльза Сегала эта речь имеет сходство с речью Сократа в суде 399 года до н. э. в изложении Платона. Более того «Защита Паламеда» могла оказать влияние на «Апологию Сократа» Платона[1][2].

Сюжет «Защиты Паламеда» также разрабатывали в одноимённых трагедиях Софокл и Еврипид. Согласно классической версии мифа Одиссей зарыл в шатре Паламеда драгоценности, а затем доставил Агамемнону подложное письмо от имени царя Трои Приама. В нём были перечислены выданные Паламеду за измену ценности. Греки решили, что их герой предал общее дело, и побили его камнями[3]. «Защита Паламеда» была учебным пособием на основе которого люди, которых Горгий обучал риторике, изучали аргументацию и технику речей[4]. Произведение представляет собой речь Паламеда, которую тот должен был бы произнести для своего оправдания[5].

Вначале Паламед подготавливает аудиторию, возбуждает жалость к обвиняемому и ненависть к обвинителю: «Говоря же об этом, откуда начну? Что же скажу в первую очередь? Куда ж направлю защиту? Ибо недоказанная вина ужас внушает очевидный, из-за ужаса же необходимо происходит смятение в словах, если только я не научусь чему-то от самой истины и существующей необходимости — учителей скорее опасных, нежели искусных». Обвинения Одиссея столь «поспешны и нелепы», что «оглушают и ставят в тупик» обвиняемого. Этими оборотами речь должна вызвать жалость к Паламеду и негативные чувства к Одиссею. Обвиняемый ошарашен нападкой, у него нет заготовленной речи и фактически он выступает экспромтом, что эмоционально склоняет судей на его сторону[6]. Современники связывают появление жанра эпидейктических речей — выступлений, направленных на создание у слушателя определённого эмоционального состояния, с двумя произведениями Горгия — «Защитой Паламеда» и «Похвалой Елене»[7].