Эпидейктическая речь


Эпидейкти́ческая речь, эпиде́йктика (от др.-греч. ἐπι - «сверх» и δεῖξις - «указание» ) — один из жанров риторики.

Термин «эпидейктическая речь» впервые встречается в «Риторике» Аристотеля, а родоначальником этого жанра риторики считают Горгия. Современники связывают появление направления эпидейктики с его произведениями «Похвала Елене» и «Защита Паламеда»[1]. Аристотель выделил три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические. «Дело эпидейктической речи — хвалить или порицать»[2]. Её целью является создание определённого эмоционального состояния.

Целью эпидейктической речи является создание у адресата определённого эмоционального состояния — радости или гнева, гордости или презрения, вдохновения или отвращения и т. п. Таким образом эпидейктическая речь представляет собой апелляцию к человеческим чувствам[3][4]. Классическим примером является Геттисбергская речь Авраама Линкольна 1863 года. В ней не было ничего нового, неизвестного для слушателя, она не стремилась побудить солдат к каким-то действиям, но вызвала у них чувство гордости и душевный подъём[3].

По назначению эпидейктические речи подразделяются на два вида: (1) в которых преобладает оценка события (порицание, похвальное слово) и (2) речи «на случай» (юбилей, открытие Олимпиады и т. п.)[3]. Торжественные или хвалебные речи, которые произносили по поводу праздников, побед в сражениях и т. п. были распространены уже в Античности. Их называли «панегириками». Первой торжественной речью на Руси, которая дошла до современников, было «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона середины XI века[4].

Предметом эпидейктической речи ещё Аристотель называл «прекрасное или постыдное». Прекрасным в данном случае подразумевается всё то, за что можно хвалить. Таким образом в речах, чьей главной целью является доставить удовольствие адресату, подчёркивают его достоинства, хорошие поступки и т. п. Речи, имеющие своим предметом постыдное, направлены на формирование у адресата негативного эмоционального отношения к событию или явлению. Они имеют целью вызвать презрение, негодование, отвращение, ненависть, желание противостоять злу[4].

Эпидейктическая речь требует соответствующей тональности произнесения. В отличие от других типов речей достижение цели (эмоционального состояния) предполагает не только смысловую суть, но и верную тональность. Избыточные сентиментальность и пафос могут привести к обратному эффекту. Речь следует произносить искренне и с теплотой, зачастую недопустима ироническая интонация. Также эпидейктическая речь скорее всего не достигнет цели — создания эмоционального состояния, если будет прочитана по бумажке[5][4].