Здание таможни и пакгауза Выборгского морского порта


Здание таможни и пакгауза Выборгского морского порта — административное и складское здание в Выборге, построенное для нужд порта в 1898 году по проекту архитектора Брюнольфа Бломквиста. Расположенный на улице Южный Вал в центре города Выборга трёхэтажный дом в духе неоренессанса включён в перечень памятников архитектуры.

С открытием в 1856 году Сайменского канала резко ускорилось развитие Выборгского порта. А после открытия в 1870 году железнодорожной линии Санкт-Петербург — Гельсингфорс количество судов, заходящих в порт, ещё более увеличилось[1]. Бурное развитие экономики Выборга во второй половине XIX века сопровождалось ростом объёмов строительства каменных зданий. В соответствии с разработанным в 1861 году выборгским губернским землемером Б. О. Нюмальмом планом были снесены устаревшие укрепления Каменного города и Рогатой крепости, память о которых сохранилась в названиях прибрежных улиц Северный Вал и Южный Вал, и расширены морские причалы, насыпанные на территории, отвоёванной у залива. В решении задачи формирования привлекательного морского фасада средневековых городских кварталов путём застройки этих улиц деятельное участие приняли архитекторы Э. Диппель и Б. Бломквист, спроектировавшие несколько зданий, оформленных с использованием элементов разных архитектурных стилей средневековой Европы с заметным влиянием романтических традиций неоготической и неоренессансной архитектуры (таких, как Выборгская ратуша, дом Векрута, дом Вольфа и дом АО «Торкель»).

В 1898 году у причалов Южной гавани по проекту Б. Бломквиста было возведено здание портового управления, таможни и пакгаузов, занявшее важное место в морской панораме Выборга. Так как причалы появились на искусственно созданной территории, то рельеф застроенного участка довольно сложный, с резким обрывом вниз. Поэтому административное здание, протянувшееся на сто метров вдоль улицы Южный Вал, со стороны улицы двухэтажное, а со стороны причала — трёхэтажное. В художественном оформлении фасада было использовано множество элементов, заимствованных архитектором у мастеров шведско-немецкого Возрождения: таких, как возвышающиеся над крышей треугольные щипцы и пилястры, визуально объединяющие верхние этажи под высокой крышей, прорезанной круглыми мансардными окошками. Центральную часть фасада венчали две внушительные симметричные башенки, гармонично сочетавшиеся с готическими щипцами доходного дома АО «Торкель»[2]. По мнению исследователя А.С. Мысько, здание стало самым интересным творением Б. Бломквиста.