Зегерс, Даниэль


Даниэль Зегерс (нидерл. Daniel Seghers, Daniël Zegers, до 6 декабря 1590, Антверпен — 2 ноября 1661, Антверпен) — фламандский живописец, мастер пейзажей и цветочных натюрмортов, в частности так называемых «картин с цветочными гирляндами» (нидерл. bloemenslingerschilderijen). Старший брат художника Герарда Зегерса (с разницей в возрасте в один год). Член монашеского ордена иезуитов[4].

Зегерс родился в Антверпене, в Испанских Нидерландах в семье богатого торговца шёлком Питера Зегерса и его жены Маргареты ван Гил, крещён 6 декабря 1590 года; в некоторых более поздних источниках днём его рождения считается 3 декабря[5].

После смерти отца одиннадцатилетний мальчик уехал с матерью в северные Нидерланды, вероятно, в Утрехт, куда его дед по материнской линии эмигрировал по религиозным причинам. По мнению некоторых авторов, мать первой приняла кальвинизм и соответственно воспитала Даниила в реформатском духе[6][7].

Даниэль Зегерс начал обучение живописи в Утрехте около 1605 года, но около 1609 года вернулся в Антверпен и поступил учеником в мастерскую Яна Брейгеля Старшего («Цветочного», или «Бархатного»), где учился писать цветочные натюрморты. В 1611 году вступил в антверпенскую Гильдию Святого Луки и получил звание мастера.

Вновь принявший католичество, 10 декабря 1614 года Даниэль Зегерс решил вступить в орден иезуитов и до 1617 года провёл послушничество в Мехелене; Затем он до 1621 года жил в Антверпене, в доме, принадлежащем ордену, и до 1625 года в иезуитском колледже в Брюсселе, где написал две большие цветочные гирлянды для собора Святого Михаила и Святой Гудулы. Затем орден отправил Зегерса в Рим. В 1625 году Зегерс принял последний обет священника-иезуита. Источники расходятся относительно его статуса в ордене иезуитов: одни утверждают, что он был рукоположен в священники, тогда как другие сообщают, что он оставался братом-мирянином[8]. В Риме Зегерс написал несколько «картин-гирлянд» вместе с Никола Пуссеном («Пьета» и «Мадонна в венке из цветов») и с Доменикино («Венок цветов с Триумфом Купидона», Лувр, Париж).

Даниэль Зегерс вернулся в Антверпен в сентябре 1627 года и с тех пор до последних лет жил в доме иезуитов. Вскоре он стал лучшим и самым влиятельным фламандским художником цветов своего времени, а его картинами восхищались по всей Европе. Подписывал свои работы он лишь изредка, но всегда со ссылкой на свою религиозную принадлежность: «Daniel Seghers Soc(ieta)tis Jesu», либо инициалами: «D. Seghers» или «DS». Датированные произведения известны только за период с 1635 по 1651 год[9].