Золотой век детективного жанра


Золотой век детективного жанра – эпоха, в которую были созданы большинство классических детективов, считающихся образцовыми, преимущественно в 1920-х и 1930-х годах, между мировыми войнами.

«Золотой век английского детектива» – часто употребляемый термин для обозначения детективных произведений, созданных в 1920-30х годах, хотя начало данной эпохи соотносится к 1911 году, и некоторые авторы пишут в его традициях и в настоящее время. Более всего название эпохи соотносится к британским авторам, многие из которых считаются мэтрами детектива: Агата Кристи, Дороти Сэйерс, Глэдис Митчелл, Найо Марш, Энтони Беркли (он же Фрэнсис Айлз), Майкл Иннес, Рональд Нокс, Эдмунд Криспин, Джозефина Тэй, Сирил Хейр, Г. К. Честертон, Фримен Уиллс Крофтс, Джон Род, Эдмунд Бентли и многие другие. Среди американских авторов так же много звезд детектива, создававших традиции Золотого века: С. С. Ван Дайн, Джон Диксон Карр, Эрл Дерр Биггерс, Рекс Стаут, Мэри Робертс Райнхарт, Эрл Стэнли Гарднер, Эллери Куин и многие другие.

Большинство детективных произведений Золотого века отличаются большим количеством схожих черт - среди них легкое незатейливое повествование, легкомысленное отношение к преступлению (чаще всего это было именно убийство) и так называемая игра автора и читателя, суть которой заключалась в том, что автор дает своему читателю все улики и сведения, давая шанс раскрыть преступления раньше сыщика. Было установлено множество клише («труп в библиотеке», «убийство в запертой комнате» и так далее), главными вопросами романов были «кто?» и, иногда, и очень часто, «как?». У авторов той эпохи было пристрастие вводить в свои романы классические английские особняки и ограниченный круг подозреваемых (часто представители высших слоев общества).

В ответ на «Заповеди» Нокса, американец Уиллард Райд, более известный под псевдонимом С. С. Ван Дайн, составил «20 правил для пишущих детективы» (1929)[2]: