Зороастрийский календарь


Зороастри́йский календа́рь — солнечный календарь, используемый последователями зороастризма в религиозной и общественно-культурной жизни. В его основу положена последовательность 12 тридцатидневных месяцев, в которых каждый день назван в честь той или иной почитаемой в зороастризме сущности: Ахура-Мазды, Амешаспандов и язатов. Отличительной особенностью календаря является отсутствие понятия недели. В древности зороастрийский календарь был широко распространён в Иране, Средней и Малой Азии. В современном Иране его преемником является иранский календарь.

Древнейшая структура древнеиранского календаря, которым пользовались во времена Заратуштры, просматривается в зороастрийских «гаханбарах» — шести сезонных праздниках, по сию пору почитающихся зороастрийцами главными праздниками их религии. Календарь древних иранцев, подобно древнеиндийскому, состоял из шести сезонов (авест. ratu-, ср. инд. Риту, санскр. ṛtu-), к которым и были привязаны сезонные праздники. В древности исчисление продолжительности года не отличалось точностью и даты наступления сезонов могли варьировать в разные годы. В современном же зороастрийском календаре гаханбары оказались чётко привязаны к определённым месяцам и дням. Бундахишн чётко закрепляет, сколько дней проходит от одного гаханбара до другого. За каждым гаханбаром традиция закрепила одну из шести творения, совершавшегося, согласно Бундахишну, Ахура Маздой в течение одного года. Из-за подвижек календаря, происходивших в древности и вызванных внедрением 5 вставных дней после основных 360 дней года, за каждым праздником-гаханбаром традиционно закрепился не один, а 5 дней.

Современные даты наступления гаханбаров по календарю фасли (см. ниже), приведённому в соответствие с тропическим годом, в целом примерно соответствуют времени празднования гаханбаров в древнюю эпоху:

Отличительной особенностью зороастрийского календаря является то, что названия имеют не только месяцы, но и дни в месяце. Наименование месяцев и дней в календаре имеет большое религиозное значение для зороастрийцев. Оно наглядно показывает классификацию и иерархию божественных сущностей и устанавливает порядок исполнения богослужения, молитв и религиозных традиций. Пехлевийские тексты устанавливают список рекомендуемых дел для каждого дня, список цветов, посвящённых язату каждого дня и т. д.

Вышедшие из употребления в современном светском иранском календаре и использующиеся только зороастрийцами называния 30 дней каждого месяца являются, тем не менее, одним из древнейших пластов в структуре зороастрийского календаря. Впервые порядок из 30 имён язатов, соответствующих названиям дней, обнаруживается в тексте авестийской литургии Ясна (Y 16.3-6). Авестийский сборник Сироза (Сирузе) представляет собой совокупность 30 молитвенных блоков, посвящённых 30 божественным покровителям каждого дня месяца.