Ива Эдесский


И́ва Эде́сский (сир. ܗܝܒܐ ܐܘܪܗܝܐ, греч. Ίβας ο Εδέσσης; ум. 457) — церковный деятель, представитель Антиохийской школы богословия, епископ города Эдесса с 435 года. Был заподозрен в несторианстве, обвинен в распространении сочинений Феодора Мопсуестийского и низложен на «Разбойничьем» соборе в 449 году. Через два года, на Четвёртом Вселенском соборе был восстановлен на своей кафедре. Осуждено письмо Ивы Эдесского к Марию Персу на Пятом Вселенском соборе в 553 году.[1]

Сначала он появляется как пресвитер церкви Эдессы во время правления епископа Раввулы, горячо поддерживая богословские взгляды, которым его епископ Раввула бескомпромиссно противостоял. Он восхищался трудами Феодора Мопсуестийского, которые перевёл на сирийский язык и усердно распространял по всему Востоку.

Знаменитая теологическая школа в Эдессе, главой которой, по некоторым сведениям, был Ива и в которую приезжала для получения образования христианская молодёжь из Персии и прилегающих земель, предоставляла много возможностей для распространения верований Феодора. Растущая популярность доктрин, которые казались явно еретическими, встревожила Раввулу, и он попытался предать труды Феодора анафеме и сжечь. Однако церковь Эдессы в целом благосклонно относилась к учению Феодора и поддерживала Иву.

Ива присутствовал на Первом Эфесском соборе в 431 году в качестве пресвитера, был осведомлён о деспотическом поведении Кирилла Александрийского и написал в 433 году письмо человеку, который стал известен как «Мара, епископ Хардашира (или Адашир) в Персии», письмо, которое позже стало одним из трёх главы. Название вполне может быть неправильно понятой формулой наименования епископа Селевкии-Ктесифона, города, известного как Адашир в период Сасанидов, которым в то время был некий католикус Дадьешу (421—456), глава несториан в Персии. «Мара» был в Эдессе до несторианской полемики, и Ива написал ему, чтобы рассказать о том, что произошло после его визита. Несмотря на то, что письмо явно написана в состоянии сильного раздражения, она показывает Иву как человека независимого суждения и свободного от пристрастий. В письме Несторий подвергается суровому порицанию за отказ от титула Богородицы Деве Марии, а Кирилла Ива обвиняет в аполлинаризме и осуждает как ересь его 12 глав, обвиняя его в отстаивании совершенной идентичности человеческой природы и Божества во Христе и отрицании доктрины о соединении двух природ в Одном Человеке.