Железная дорога Ижевск — Балезино


Железная дорога Иже́вск — Балезино́ — однопутная железная дорога, на участке Ижевск — Балезино, с тепловозной тягой в Удмуртии[1], построенная в годы Великой Отечественной войны. Фактически заканчивается на станции Пибаньшур, а не Балезино.

В настоящее время является частью Ижевского отделения Горьковской железной дороги. Железная дорога проходит по территории города Ижевска, Завьяловского, Якшур-Бодьинского, Игринского и Балезинского районов Удмуртии.

Строительство дороги началось по решению Государственного комитета обороны СССР от 25 ноября 1941 года и приказу Наркома путей сообщения СССР, от 30 ноября 1941 года[2], с 1 января 1942 года. Целью строительства было сокращение времени транспортировки угля и древесины с севера на оборонные заводы. Так как к началу строительства большинство мужчин было призвано в армию, дорогу строили в основном женщины и подростки. К строительству в порядке трудовой повинности были привлечены колхозники — 12 000 человек пеших и 4 000 конных[3]. В соответствии с постановлением Совнаркома УАССР и бюро Удмуртского обкома ВКП(б), от 25 декабря 1941 года, первые секретари районных комитетов ВКП(б) и председатели исполнительных комитетов районных советов были обязаны организовать вывод рабочей силы, а также обеспечить строителей инструментами (пилы, топоры, лопаты, ломы, кирки и клинья), продуктами питания, тёплой одеждой, а лошадей — фуражом.

Строительство началось в январе 1942 года. Основной рабочей силой были мобилизованные на строительство колхозники, в строительстве принимали участие 29 районов Удмуртской АССР. Строительство в основном велось вручную, на всём участке работало только два экскаватора[4], основным транспортом служили лошади. Работать приходилось в очень трудных условиях. Сначала прорубалась просека, выкорчёвывались пни, затем в зависимости от рельефа насыпалась насыпь или выкапывалась выемка. Всего за время строительства было выполнено более 3 миллионов кубометров земляных работ, произведённых в основном вручную.

Максимальный выход работников был организован в июне и июле 1942 года, когда на трассе ежедневно трудилось до 24 тысяч пеших работников и 7,5 тысяч подвод. В марте 1943 года было открыто рабочее движение, а окончательно строительство завершено в 1944 году. В период с 1943 по 1944 годы по дороге перевезено 1,6 миллионов тонн различных грузов[4].

Из рапорта строителей железной дороги Ижевск — Балезино, колхозников Удмуртской АССР И. В. Сталину от 6 октября 1943 года[2]: