Измайловский мост (трамвайный)


Изма́йловский трамва́йный мост — несохранившийся металлический трамвайный мост через реку Фонтанку, располагавшийся в створе Никольского переулка в Санкт-Петербурге.

Первый мост был построен в 1876 году для линии конки, в 1908 году он был перестроен для прокладки трамвайной линии. К 1958 году мост был разобран. До настоящего времени сохранились береговые устои моста, которые входят в ансамбль объекта культурного наследия России федерального значения «Набережные и мосты реки Фонтанки».

Точно не известно, имел ли мост официальное название, однако название Измайловский известно с 1908 года и связано с тем, что это был дублёр Измайловского моста для трамвайного движения. Существовало также и другое название — Никольский (Никольский трамвайный мост)[1], связанное, судя по всему, с нахождением моста в створе Никольского переулка[2].

В 1876 году[3] на этом месте был построен многопролётный металлический мост на чугунных винтовых сваях, пролётное строение состояло из железных ферм. Мост был предназначен для движения конки, пешеходное движение было запрещено[4]. Длина моста составляла 68,4 м, ширина — 3,65 м[5].

В 1908 году, в связи с намеченным открытием трамвайного движения, по проекту инженера Григория Кривошеина сооружён новый металлический мост. Уже после установки фермы для архитектурного оформления моста был приглашён академик архитектуры Мариан Перетяткович[6]. Гранитные тумбы набережной, снятые при строительстве моста, были установлены на Лиговских бетонных трубах, по которым воды Лиговского канала проходили под площадью Московских Ворот[7].

В 1932 году было произведено усиление нижних подвесок моста[8]. Мост использовался в трамвайном движении вплоть до начала Великой Отечественной войны. Вскоре после начала войны трамвайные маршруты, использовавшие Измайловский (Никольский) мост, были закрыты, и он фактически перестал использоваться. В 1951 году комиссия Ленмостотреста признала состояние моста неудовлетворительным[8]. В 1955 году было решено перенести трамвайные маршруты на новый Египетский мост. В начале июля 1957 года исполком Ленгорсовета принял решение о демонтаже[8]. К 1958 году мост был разобран. До настоящего времени сохранились береговые устои моста, которые входят в ансамбль объекта культурного наследия России федерального значения «Набережные и мосты реки Фонтанки»[9]:34.