Изреель


Изреель («Богом насаждённый»[1]; «Бог посеет»[2]), также Иезреиль[3] и Изреэль (др.-евр.יזרעאל‎‏‎[4]), — ветхозаветный крупный ханаанейский город, давший название всей долине[2][3]. При дележе Ханаана достался Иccaxapовy колену[2]. Позднее стал второй резиденцией царя Северного Израильского царства Ахава[2]. Древним грекам и римлянам был известен под названием Ездрилон («Божие семя»; «Божье се́яние»[3]). Позднее палестинское селение Зераин[en][1], разрушенное в ходе Арабо-израильской войны (1947—1949). Ныне археологический объект в северном Израиле.

Упоминается между пограничными городами сынов Иссахара (Нав. 19:18). Был расположен на высоком холме, с прекрасными видами на обширную долину Изреельскую и окружающие её горы, как, например, Гелвуйские горы, Кармил, Фавор и др.[1]

По имени этого города называлась и та равнина, которая тянется с юго-востока на северо-запад, длиною в восемь и шириной в 3—5 часов пути (Нав. 17:16; Суд. 6:33; Ос. 1:5); позднее равнина получает название «Большое поле Ездраелона, или Ездрелома» (Иудифь. 1:8). Кроме того, вся эта равнина или часть её иногда носит название — «Равнина Мегиддо» (2Пар. 35:22); позже, в эпоху римского владычества, её называют «Campus Legionis»; она также была известна в древности под названиями «Великое поле у Дофаима (евр. Дотаим)» (Иудифь. 4:5) или просто «Великая равнина» (1Мак. 12:50; Флавий, Древн., XII, 8, § 5 и др.). Арабами именовалась «Merdsch ibn-Amir». Знаменитый еще в древности сирийско-египетский караванный путь пересекал южную часть Изреельской равнины.[2]

Здесь водится много дичи, а между животными едва ли не преобладают дикие собаки — потомки тех хищных животных, которыми был наполнен древний Изреель, даже двор царского дома, и которые упоминаются в истории ужасной кончины Иезавели и её мужа (4Цар. 9:36; 3Цар. 22:38).[1]

Становится второй резиденцией царя Северного Израильского царства Ахава (Ахаба), который построил здесь роскошный дворец, развёл великолепные сады и воздвиг высокую дозорную башню, с которой открывался далекий вид на дорогу, ведущую к Иордану (1Цар. 18:45, 46; 1Цар. 21:1 и сл.; 2Цар. 9:17, 25)[2]. Во дворце был дом из слоновой кости (3Цар. 22:39)[1].

Некогда Изреель был значительным городом; он был сильно укреплен стенами и башнями и имел своих старейшин и правителей (4Цар. 10:1); но он не упоминается уже в Библии после времён пророка Осии (евр. Гошеа), согласно с его пророчеством, в истории Ветхого Завета[1]. Пророк Осия считает Изреель символом или знамением того грядущего события, которое должно привести к гибели всего Израильского царства в долине того же имени (Ос. 1:4 и сл.; Ос. 2:23 и сл.): «соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения» (1:11).