Эхириты


Эхири́ты (бур. Эхирэдүүд, среднемонг. Ихирэс, Икирес) — этническая группа (племя) в составе бурятского народа. Племя эхиритов было одним из самых крупных бурятских племён в XIII—XVII вв., кочевавших на территории Прибайкалья. Эхириты проживали в верховьях рек Лены и Куды. Впоследствии они переселились на территорию современной Бурятии. До вхождения в состав Российского государства, эхириты, как и все бурятские племена, вели кочевой образ жизни. С конца XVIII в. эхириты начали переходить к оседлости и земледелию.

Слово эхирит — множественное число от слова «эхир», «двойняшки» на бурятском языке. Буряты говорят о братьях-двойняшках «эхир хүбүүд». У самих бурят имена эхирит и булагат неразлучны, в народных легендах родоначальники этих родов представляются братьями-близнецами[1].

В «Сокровенном сказании монголов» данный этноним отражен в форме ихирэс, икирес[2]. В литературе также встречаются следующие варианты: ихирит, ихэрэс, ихэрис, ихэрс, икирис, икирас[3], инкирас[4], икиреж[5], эхирши[6], эхирид, ихирид, ихирэд, эхэрэд, эхирэд, эхэршэ[7].

В устных преданиях и исторических памятниках упоминаются такие имена, как Асуйхан, Бурядай, Барга-Батор, Баргудай-Мэргэн и др. Известным мифическим персонажем бурятских генеалогических мифов является Бурядай — сын шаманки Асуйхан, брат Хоридоя, отец Ихирида (Эхирита) и Булгада (Булагата). В их именах отражены древние этнонимы бурят, хори, эхирит и булагат. Как полагают исследователи, Бурядай является фонетическом вариантом имени Буртэ-Чино, легендарного предка монголов[8].

По легенде, Эхирит появился из волн Байкала, и от него пошли потомки с тотемом «пёстрый налим». В своих призываниях эхиритские шаманы говорят: «Пёстрый налим — отец наш, береговая расщелина — мать наша»[9].

Существует несколько вариантов общебурятского генеалогического древа. Старшим персонажем этого древа является Баргу-батор / Барга-батур. Сыновьями Барга-батура являются Оледай (Олёдой), Бурядай и Хоридай. Их имена также известны как Илюдэр-тургэн (Элюдэй), Гур-Бурят и Хоридой-мэргэн[8][10].