Иконография Вишну


Иконография Вишну (англ. Vishnu iconography, Iconography of Vaishnava Images) — совокупность канонических правил изображения Вишну и его воплощений (аватар).

Иконография Вишну складывалась на протяжении свыше двух тысячелетий. Изображения Вишну создавались и распространялись не только по всему Индостану, но и за его пределами, куда проник индуизм. Народные и местные верования оказали определённое влияние на художественные стили и образы Вишну. Кроме того, развитие вайшнавской религиозной традиции и мифологии с течением времени способствовали изменению иконографических правил. Многообразие иконографии Вишну представлено стоячими, сидячими и лежачими образами божества. Они изображают десять воплощений Вишну и его особые образы, такие как Вишну-Вайкунтха (Вайкунтха-Чатурмурти), Вишну-Шешашайи (Падманабха), Вишну-Вишварупа.

Несмотря на стилистические различия образы создавались в соответствии с иконографическими правилами, изложенными в «Рупа-мандане» (IAST: Rūpamaṇḍana), «Вишну-дхармоттара-пуране», «Апараджитаприччха» (IAST: Aparājitapṛichchhā) и других произведениях. Изображения Вишну представлены богатыми водными, земноводными, животными, териоморфными и антропоморфными образами его воплощений. В антропоморфном и териоморфном образах он предстаёт с двумя или несколькими руками, держащими божественные атрибуты. Самым популярным и наиболее распространённым образом является четырёхрукое изображение Вишну с Сударшаны-чакрой (IAST: chakra), булавой Каумодки (IAST: Kaumodkī gadā), цветком лотоса (IAST: padma) и раковиной-шанкхой (IAST: śaṅkha)[1].

Самое раннее упоминание об образе Вишну обнаруживается у античного историка Курция в жизнеописании царя Александра Македонского. В своей истории Курций сообщает, что образ «Геракла» был водружён перед армией царя Пора (Пуру), владения которого простирались между реками Джелам и Ченаб. Индологи полагают, что речь шла об одном из образов Вишну — Васудевы-Кришны. Известно, что культ Васудевы процветал в Северной Индии уже в IV веке до нашей эры. В частности, о поклонении Васудеве упоминает греческий посол Мегасфен (350—290 годы до н. э.) при дворе Чандрагупты Маурья. Мегасфен отмечает, что «Гераклу» поклонялись «сурасены» — которыми в настоящее время принято считать родом кшатриев шурасенов (IAST: Śūrasena), правивших в Матхуре. Матхура, в свою очередь, как известно, была родиной культа Васудевы-Кришны[1].