Каумодаки


Каумодаки (англ. Kaumodaki) — гада (англ. gada, то есть булава) Вишну. В вайшнавской иконографии Вишну изображается держащим булаву в одной из своих четырёх рук наряду с Сударшаной, шанкхой и цветком лотоса. Булава является также атрибутом других воплощений (аватар) Вишну. Наряду с огненной чакрой, мечом и луком со стрелами булава почитается как оружие Вишну и символизирует его мощь[1].

Впервые упоминание Каумодаки появляется в эпосе Махабхарата, где булавой с таким именем вооружён Кришна, аватара Вишну. Каумодаки становится постоянным атрибутом Вишну начиная с 200 годов до н. э. В первоначальном представлении Каумодаки изображается гигантской и без орнаментов. В последующем её размер и форма варьируются. По мере развития иконографии Вишну Каумодаки приобретает всё больше декоративных черт[2].

Происхождение имени Каумодаки остаётся неизвестным. Согласно популярной точке зрения, Каумодаки происходит от санскритского слова «кумуда» (англ. kumuda, санскр. कुमुद), что означает кувшинка[3]. Белая кувшинка в Древней Индии считалась романтическим символом. Её подругой называли Луну, поскольку спутник Земли виден ночью, когда кувшинка появляется из-под воды. Считалось, что лунный свет заставляет кувшинки цвести. Женское лицо сравнивалось с белой красавицей, поднимающейся из прохладных вод. Пруд, полный кувшинок, или «кумудини», также служил символом красоты. Насколько «цветочное» происхождение Каумодаки является правдоподобным, остаётся для индологов открытым вопросом[4].

Ссылаясь на Вишну-пурану, французский индолог Ален Даниэлу переводит Каумодаки как «ошеломляющий ум» в смысле оружие, потрясающее противника[5].

Булава — это сокрушающее, разламывающее и разбивающее холодное оружие. Булава является одним из старейших типов оружия, известных человеку. Каменные булавы применялись, по меньшей мере, с неолита. За пределами Индии булава использовалась в Юго-Восточной Азии, где она все ещё служит в боевом искусстве силат. Булава считается оружием многих героев в индийской мифологии. Она является главным оружием царя обезьян Ханумана. в Южной и Юго-Восточной Азии Хануману традиционно поклоняются борцы. В противостоянии пандавов и кауравов булавы имеют Бхима, Дурьодхана, Джарасандха и другие герои[6].

Как оружие для правой руки булава имеет множество различных форм. Они варьируются от тонкого конусообразного посоха до массивной, богато украшенной деревянной и металлической «крепости». В древнеиндийском военном деле тяжёлая булава была избранным оружием физически сильных людей. Эта традиция до сих пор поддерживается в тренировках борцов, использующих пару деревянных булав для упражнений. Булавы воинственных индийских божеств обычно изображаются как большие расплющенные сферы из украшенного металла, водружённые на конусообразные деревянные рукояти. Каменная булава эпического индийского военного дела известна как лакутха или лагутха, железная булава известна как стхуна, а тяжёлая деревянная булава известна как данда, гада, бхусундхи, мудгара или мусала[7].