Ильинский, Игорь Владимирович


Игорь Владимирович Ильи́нский (11 [24] июля 1901[1], Москва[4] — 13 января 1987[2][3], Москва[1]) — советский актёр, режиссёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Герой Социалистического Труда (1974). Народный артист СССР (1949)[5]. Лауреат Ленинской премии (1980) и трёх Сталинских премий I степени (1941, 1942, 1951).

Родился 11 (24) июля 1901 года в деревне Пирогово, в посёлке при фабрике Чернышёвых[6] (по паспорту — в Москве[7]) в семье Владимира Капитоновича и Евгении Петровны Ильинских[8]. Отец был земским и фабричным зубным врачом, после переезда в Москву занялся частной практикой. Кроме того, он увлекался живописью и игрой в любительском театре, в основном в комических амплуа; был дружен с крупными московскими актёрами. Мать служила курьершей при театральной конторе на Большой Дмитровке.

В детстве Игорь Ильинский занимался сокольской гимнастикой в Русском гимнастическом обществе «Сокол», а в юности играл в футбол и хоккей с мячом в РГО «Сокол» и в ИМРЯК (Императорский московский речной яхт-клуб).

В 1917 году в связи с отменой советской властью восьмигодичного обучения завершил своё среднее образование в частной гимназии Флёровых и в том же году поступил в студию сценического искусства Ф. Ф. Комиссаржевского[8]. Впервые выступил на профессиональной сцене 21 февраля 1918 года в Театре имени В. Ф. Комиссаржевской (роль старика в комедии Аристофана «Лисистрата»). В студии играл шутов, слуг, вестников и другие незначительные роли.

Совмещая работу в Театре имени В. Ф. Комиссаржевской, играл в ряде других театрах, студий, оперетте, цирке, на эстраде: Театр Совета рабочих депутатов, Театр ХПСРО (с 1918), Театр-кабаре «Летучая мышь», Никитский театр, Первый государственный театр для детей, Театр революционной сатиры (Теревсат), Театр «Аквариум», 1-я студия МХАТ (1922—1924), Ленинградский государственный театр драмы (ныне Александринский театр) (1924—1925); принимал участие в спектаклях губернского театра Пролеткульта.

Пробуя свои силы в различных жанрах, наибольших успехов добивался в комедийных ролях: Селим («Похищение из сераля» В. А. Моцарта), Антонио («Женитьба Фигаро» П. Бомарше) и других. Уже в этот период обнаруживается огромное сценическое обаяние актёра, его большая эмоциональная заразительность, склонность к яркой комедийной форме и мастерство перевоплощения.