Имя при рождении


Урождённое и́мя, имя при рожде́нии — имя, которое человек получает при рождении. Обычно состоит из нескольких частей — имени, отчества, фамилии или прозвища.

Сразу после рождения или даже перед рождением человек получает его первое имя — личное имя. Оно выделяет его из окружающих членов семьи — отца, матери, а также при неофициальном общении и в быту.

У Древних греков наречение имён происходило на десятый день после рождения. Греки имели только личные имена, к которым, для лучшего различения прибавлялось имя отца либо в генитиве, либо в поэтическом контексте, с добавлением аффиксов "ides", "ios" (например у Гомера: Diomedes Tydeides — сын Tydeus"a). Имена по большей части были двукорневые (Megakles — обладающий великой славой), от них часто образовывались однокорневые краткие и ласкательные производные (Kleon, Nikias). Семантика имён была связана с древними аристократическими идеалами — славы, войны, силы и др. Были распространены также имена-посвящения, производные от имён и прозвищ богов (Геродот, Аполлодор). Кроме двукорневых образований, имелись также изначально однокорневые имена, заключавшие часто насмешку над их носителем (Simon — тупоносый). Как правило, считалось желательным передавать имя или его составную часть по наследству. Часто внук носил имя деда (отца и сына Перикла звали Ксантипп). В эпоху эллинизма сын часто получал имя отца, отдельные случаи такого родства встречались и раньше (Демосфен, сын Демосфена). Для более точной индентификации к имени могло присоединяться сведение о происхождении лица, т.е. о городе, гражданином которого он являлся (этника). Во время правления Клисфена в Афинах, добавлялось также указание на дем происхождения (демоника, напр. Paianieus — из дема Paiania).

Женские имена также могли быть двукорневыми (Kleobule) и однокорневыми (Philiste), к ним прибавлялось имя отца или позже супруга в генитиве. Девочки получали родовое имя (Tullia), иногда с уточнением: Maior (старшая) или Minor (младшая), Tertia (третья) и.т.д. В эпоху Римской империи, иногда, в личное имя добавлялось также родовое имя или фамильное прозвище отца.

Рабы, имевшие детей, давали ему только одно имя, внутренняя форма которого указывала на несвободное положение и на происхождение.

Вольноотпущенники принимали личное и родовое имя своего бывшего владельца, в качестве прозвища бралось прежнее рабское имя.