Индийский национализм


Инди́йский национали́зм (хинди भारतीय राष्ट्रवाद, англ. Indian nationalism) развился как концепция во время движения за независимость Индии (1850-е—1940-е), которое вело кампанию за независимость от британского правления. Индийский национализм — это пример территориального национализма, который охватывает всех жителей Индии, несмотря на их этническое, языковое и религиозное происхождение. Он продолжает сильно влиять на политику Индии и отражает оппозицию сектантским течениям индуистского национализма и мусульманского национализма[англ.].[1][2][3][4] Индийский национализм часто вбирает в себя осознание индийцами того факта, что до 1947 года Индия представляла собой более широкий Индийский субконтинент и имела влияние на часть Азии, известную как Большая Индия.

На протяжении истории Индия объединялась многими императорами. Древние тексты упоминают Индию при императоре Бхарата и Аханд Бхарат, эти регионы примерно соответствуют форме субъектов современной Большей Индии. Империя Маурьев была первой, которая объединила всю Индию, Южную Азию, и большую часть Персии. Кроме того, большая часть Индии также была объединена под центральным управлением таких империй, как империя Гуптов, Раштракута, Пала, империя Великих Моголов, Индийская империя и так далее.

Концепция индийской государственности базируется не только на территориальных границах своего суверенитета. Националистические настроения и выражения охватывают древнюю историю Индии как родину цивилизации долины Инда и ведийской цивилизации, а также четыре основные мировые религии — индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм.[5] Индийские националисты видят Индию протянувшейся вдоль этих линий через Индийский субконтинент.

В современной Индия прославляют целый ряд правителей за борьбу с иностранным вторжением и господством,[6] таких как Шиваджи из Империи маратхов, княгиня Лакшми Баи из Джханси, королева Киттур Ченнамма[англ.], князь Махарана Пратап из Раджпутаны, Притхвирадж Чаухан и Типу Султан. Короли Древней Индии, такие как Чандрагупта Маурья и Ашока из империи Магадха, также известны своим военным гением, заметными завоеваниями и замечательной религиозной терпимостью.

Акбар I Великий, падишах Империи Великих Моголов, был известен своими хорошими отношениями с Римско-католической церковью, а также со своими подданными — немусульманами: индуистами, буддистами, сикхами и джайнами.[6] Он наладил семейные и политические связи с индуистскими королями раджпутов. Хотя предыдущие султаны были более или менее терпимы, Акбар поднял религиозное смешение на новый уровень. Он впервые в исламской Индии создал среду полной свободы вероисповедания. Акбар отменил большинство форм религиозной дискриминации и пригласил к участию индуистских министров и королей и даже религиоведов для диспутов при своём дворе.