Искусство кино


«Иску́сство кино́» — советский и российский журнал, посвящённый искусству кинематографа, публикующий также аналитические материалы по другим видам искусства. Начал издаваться в январе 1931 года под названием «Пролетарское кино» как орган Ассоциации работников революционной кинематографии, в 1933 году был переименован в «Советское кино», с 1936 года выходит под современным названием. В годы Великой Отечественной войны журнал не издавался (июль 1941 — октябрь 1945), до 1948 года выходил нерегулярно, в 1948—1951 годах — раз в два месяца, с 1952-го — ежемесячно, с 2018-го – шесть раз в год. С 2023 года не публикуется в бумаге и существует только как интернет-издание. «Искусство кино» — одно из старейших в мире периодических киноизданий, уступает лишь японскому «Кинэма Дзюмпо», выходящему с 1919 года.

Издание возникло в январе 1931 года в результате объединения журналов «Кино и жизнь» и «Кино и культура» под одной обложкой. Новый ежемесячник получил название «Пролетарское кино» и был рассчитан на профессионалов-кинематографистов, на членов «Общества друзей советского кино» и на «широкий актив рабоче-крестьянского кинозрителя». В 1933—1935 годах он выходил под названием «Советское кино». С января 1936 года — «Искусство кино»[2][3]. Киновед Олег Ковалов связывает эти переименования с идеологическими причинами: отсылки к пролетариату стали неуместны после упразднения Российской ассоциации пролетарских писателей, а авангардизм советского кино плохо уживался со взятым курсом на борьбу с формализмом[3]. Несмотря на усиление идеологического давления, в довоенные годы на страницах журнала появились работы ведущих теоретиков и практиков кино того времени — «Монтаж» и «О строении вещей» Сергея Эйзенштейна, «Реализм, натурализм и система Станиславского» Всеволода Пудовкина, «Фольклор, история, кинематограф» Виктора Шкловского, «К проблеме киностиля» Белы Балажа, а также статьи Александра Довженко, Григория Козинцева, Жоржа Садуля[3].

С июля 1941 по октябрь 1945 года журнал не издавался. До 1948 года выходил нерегулярно, в 1948—1951 годах — один раз в два месяца, в остальное время — ежемесячно. 

В сентябре 1946 года постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о кинофильме «Большая жизнь» (2-я серия)[4] ознаменовало ужесточение культурной политики в области кинематографа. Вторая серия «Ивана Грозного» Эйзенштейна, «Адмирал Нахимов» Пудовкина и «Простые люди» Григория Козинцева и Леонида Трауберга были охарактеризованы в документе как «неудачные и ошибочные» фильмы. За публикацию кадров из «негодных» фильмов на обложках журнала Иван Пырьев был смещён с поста ответственного редактора журнала[5]. Назначенный ответственным редактором киновед Николай Лебедев был снят с должности в ходе кампании по борьбе с космополитизмом. При новом руководстве журнал активно клеймил «безродных космополитов» и кино капиталистического мира, публиковал идеологически выдержанные материалы, восхваляющие Иосифа Сталина и посвящённые ему фильмы[3].