Искусство маори


Искусство маори — часть искусства Новой Зеландии[англ.]; искусство аборигенов-маори, которые поселились на новозеландских островах в конце XIII века, за пять столетий до прибытия европейцев. Маори относятся к восточнополинезийским народам.

Основные виды традиционных искусств — архитектура, музыка и танцы, плетение, резьба по дереву и тесно связанное с ним искусство татуировки. После начала XX века маори начали заниматься европейским искусством, не оставляя и традиционных. Искусством всегда занимались все члены маорийского общества, хотя некоторые разновидности требовали руки специалиста (маори tohunga). Главной концепцией в искусстве маори является «священное» — (маори tapu; см. родственное понятие табу).

Маори прибыли в Новую Зеландию в 1280-х годах. Ввиду более холодного климата они не могли выращивать привычные съедобные и технические культуры, что привело к изменениям как в диете, так и в искусствах[1].

Первые несколько десятилетий после прибытия в Новую Зеландию маори продолжали заниматься общеполинезийскими ремёслами: татуировкой, строительством четырёхугольных домов и каноэ, производством тёсел и рыболовных крючков, ткачеством и так далее. При этом использовались местные материалы[1].

Примерно в XV веке маори узнали поунаму[англ.] (жад) и аргиллит (маори pakohe). Появились чисто местные характерные особенности; примером искусства этого периода служит Те Уэнуку[англ.] — деревянная резная скульптура 2,5-метровой высоты, изображающая бога радуги Уэнуку, найденная у торфяного озера Нгарото[англ.][прим. 1]. У Те Уэнуку имеются параллели с гавайской скульптурой[1]. Другое важное произведение искусства того же периода — резная притолока из озера Тангонге (маори Tangonge) близ Каитаиа. В центральной её части находится выступающая фигура, с обеих сторон от ней — птицелюди меньшего размера; притолока покрыта v-образными насечками, характерными для резьбы того периода. Орнаменты данного периода часто содержат силуэты рыб и птиц[1].

В этот период происходят значительные изменения в производстве тканей: вместо бруссонетии бумажной начали использовать новозеландский лён, длинные волокна которого требовали развития новой технологии плетения[1].