Исповедь в христианстве


И́споведь в христиа́нстве — добровольное признание в своих совершённых грехах перед Богом, обычно в присутствии священнослужителя. Предполагается, что исповедь включает в себя покаяние.

В исторических церквях исповедь является одним из таинств, которое официально именуют «таинством покаяния». Исповедь в таинстве покаяния являет собой признание верующим грехов перед Богом в присутствии священника, который, в данном случае, являясь только свидетелем, от имени Иисуса Христа специальными разрешительными словами отпускает грехи всем искренне раскаявшимся[1]. Покаявшийся получает прощение грехов от самого Бога. Власть прощать грехи, согласно церковному вероучению, была дана Иисусом Христом своим ученикам (а через них и Церкви в лице епископов): «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22—23).

В раннем христианстве исповедь из-за немногочисленности паствы обычно носила публичный[2] характер (см. Дидахе[3]), где совершителем таинства был епископ (глава общины[4]), отлучавший грешников и через возложение рук принимавший кающихся[5]. Наряду с публичной исповедью существовала практика и тайной (частной) исповеди[5][6][7][8]. Ко времени Киприана Карфагенского (начало III века) покаяние как таковое больше не было публичным[9].

В православном богословии, из-за использования одинаковых терминов часто совмещают понятия исповеди, как церковного таинства, заключающегося в признании в совершении конкретных грехов и, собственно, самого покаяния (метанойя), как радикальных изменений, происходящих в сознании (в сердце) человека. Теоретически исповедь включает в себя покаяние, то есть предполагают, что приступающий к исповеди христианин уже принёс покаяние и в таком случае сама исповедь будет являться лишь внешним проявлением свершившихся изменений в мышлении человека[10].