История евреев в Болгарии


История евреев в Болгарии (болг. Евреи в България, ивр. יהדות בולגריה‎) начинается в II веке. Евреи часто играли важную роль в истории Болгарии. Сейчас большинство болгарских евреев переселились в Израиль, а в Болгарии проживает небольшая еврейская диаспора.

Предположительно евреи поселились во Фракии во времена Римской империи, когда после поражения восстания Бар-Кохбы, вероятно, были перемещены римлянами на Балканы из Ближнего востока. Руины синагог были обнаружены в Пловдиве, Никополе и Гигене[1]. Самые ранние письменные источники, подтверждающие наличие еврейской общины в провинции Мёзия, относятся к II веку н. э. Иосиф Флавий подтверждает существование еврейской общины в балканских провинциях. Указ Римского императора Феодосия I от 379 года в отношении преследования евреев и уничтожения синагог в Иллирии и Фракии также указывает на существование еврейских поселений на территории этих провинций.

До XIV века еврейское население Болгарии относилось к субэтнической группе романиотов, в 1376 году из Венгрии, а позднее из других частей Европы началась миграция ашкеназов. После создания в 681 году Первого Болгарского царства, евреи страдавшие от гонений в Византии, начали массово переселяться в Болгарию. Большое число евреев проживало в 967 году в Никополе. Царь Иван Александр был женат на еврейке Саре (после крещения Теодора), которая приняла христианство и имела значительное влияние при дворе[2][3]. Её сын Иван Шишман был последним царем Тырновского царства и был низложен турками в 1395 году.

После османского завоевания Болгарского царства в 1396 году, существовали значительные еврейские общины в городах Видин, Никопол, Силистра, Плевен, София, Ямбол, Пловдив (Филиппополь) и Стара-Загора. Султан Баязид II пригласил евреев в Османскую империю, рассчитывая на то что они принесут развитие и обогащение территорий империи. Султан предоставил евреям гарантии автономии, и дал им ряд различных прав, к примеру право на владение недвижимостью, строительство синагог, право торговли по всей территории империи[4]. В 1470 году ашкеназы изгнанные из Баварии переселились в Болгарию. С 1494 года начинается приток изгнанных из Испании сефардов, они переселились в Болгарию через Салоники, Македонию, Италию и Боснию. В результате этого на территории Болгарии сложились три отдельных еврейских общины: романиоты, ашкеназы и сефарды. Такое положение сохранялось до 1640 года, когда один раввин был назначен для всех трех групп. В XVII веке в Болгарии появляются сторонники идей Шабтая Цви, Натан из Газы и Самуил Примо активно распространяли свое учение в Софии.