История нравственного богословия


История нравственного богословия в авраамических религиях берёт свои корни в раннем иудаизме. Личность Моисея, с которым связаны изложенные в Библии Десять заповедей и Закон Моисея, для многих светских исследователей является легендарной, но именно с ним связывают изложение моральных норм иудаизма, принятых с некоторыми модификациями и христианством и исламом. В христианстве нравственные нормы нашли своё отражение в учении Нового Завета. Нравственное учение христианства было темой многих произведений Отцов Церкви. Со времени Реформации дискуссионным в западном христианстве был вопрос соотношения веры и дел, роли Закона и благодати в спасении и христианской жизни. Для современной истории христианства дискуссионными являются вопросы сексуальной нравственности и реакции на изменения моральных норм в современном обществе.

Нравственные нормы в этике иудаизма и христианства отражены в первых книгах Библии, известных как Пятикнижие Моисея или Тора. По преданию, автором их был Моисей. Они содержат заповеди, которые известны как Закон Моисея (это же выражение применяется и к самим книгам Пятикнижия) и Десять заповедей, которые являются частью Закона Моисея, но в отличие от других заповедей были, согласно Библии, лично написаны Богом на каменных скрижалях. В христианстве Десять заповедей рассматриваются как краткое изложение нравственного (морального) закона.

На момент зарождения христианства в иудаизме начала первого века н. э. существовало несколько направлений — фарисеи, саддукеи, ессеи. Для учения саддукеев было характерна большая склонность к заимствованию культурных ценностей соседних народов и в том числе, и подверженность влиянию греческой философии и греческой религии, хотя они и были сторонникам соблюдения заповедей исключительно Торы, без принятия религиозных традиций более позднего происхождения. Фарисеи, наоборот, отличались консерватизмом и акцентом на традиционных религиозных традициях, апеллирующих как к Торе так и к Пророкам (саддукеи не считая для себя обязательными книги пророков), так и к устной традиции (так называемой Устной Торе, устным законам). Сильное влияние эллинизма было причиной установления духовными руководителями народа дополнений к закону, в виде целой системы охранительных запретов, соответственно новым обстоятельствам жизни. Сторонниками этих религиозных традиции и были фарисеи. Постепенно эти традиции привели к формированию раввинистического иудаизма, где основная роль в религиозной жизни принадлежала раввинам а устные законы приобрели авторитет, равный законам Торы.

В условиях сильного влияния учения фарисеев и скептически относящихся к авторитету пророков саддукеев было изложено учение Иисуса. С одной стороны, Иисус отвергал авторитет устных преданий, которые принимали фарисеи, с другой — говорил о воскресении мертвых и часто ссылался на пророков, что не могли принять саддукеи.