Ищите женщину (фильм, 1982)


«Ищите женщину» (от фр. выражения Cherchez la femme) — советский двухсерийный детективный комедийный телефильм, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1982 году режиссёром Аллой Суриковой по французской адаптации пьесы «Миссис Пайпер ведёт следствие»[прим 1] британского драматурга Джека Поплуэлла[1][2][3], выполненной Робером Тома и названной им «Попугаиха и цыплёнок»[прим 2] (фр. La Perruche et le Poulet).

Премьера фильма на телевидении СССР состоялась 1 января 1983 года по Первой программе ЦТ[4], затем фильм неоднократно повторялся.

Париж (Франция), 1982 год[прим 3], канун Нового года. В нотариальной конторе мэтра Роше царит предпраздничная суета. Сотрудники отметили Рождество и готовятся к встрече Нового года. Пока один из клиентов беседует с секретаршей Бриссар, его собака что-то чувствует и пытается проникнуть в закрытый кабинет мэтра. Появляется сам мэтр и, заглянув в свой кабинет и увидев там нечто, спешно в грубой форме отправляет служащих по домам. Но телефонистка мадемуазель Алиса Постик не торопится, поскольку живёт в том же здании, где располагается нотариальная контора. Повернувшись на звук шагов, она видит, как мэтр Роше, шатаясь, выходит из своего кабинета и падает на стол. Заметив торчащий из его спины нож, женщина пытается дозвониться в полицию, но не в силах справиться с волнением и падает в обморок. На вызов приезжает полицейский Максимэн, который не обнаруживает никакого тела и обещает мадемуазель Постик два дня тюрьмы за ложный вызов полиции.

Затем в конторе появляется инспектор Грандэн, в котором Алиса узнаёт друга своей юности Анри (Рири). Она не виделась с ним двадцать лет. Инспектор приступает к расследованию, предполагая, что тело могло исчезнуть, но факт убийства всё-таки имел место. В его руках имеется вещественное доказательство: испачканная чем-то красным скатерть со стола, на котором Алиса видела тело мэтра Роше, однако без экспертизы невозможно определить, кровь это или чернила.

Грандэн расспрашивает Алису о её коллегах — служащих конторы, устанавливая мотив для убийства мэтра Роше. Одновременно он приглашает в контору всех служащих, а также супругу мэтра, Клару. В ходе бесед со всеми ними выясняется, что секретарша Бриссар безответно влюблена в своего шефа, заместитель мэтра Робер симпатизирует мадам Роше, а у неё самой есть любовник, с которым она встречается в квартире Робера, и мэтр Роше знает об этой связи. В это время в конторе неожиданно появляется сам мэтр Роше, живой и невредимый, который очень удивлён тем, что его жены не было в опере, куда они собирались этим вечером.