Йома (трактат)


«Йома», также «Иома» (арам. יומא, yoma — букв. «этот день») — трактат в Мишне, Тосефте, Вавилонском и Иерусалимском Талмуде, пятый в разделе Моэд[1]. Трактат посвящён законам праздника Йом-кипурсинодальном переводе Библии — «День очищения»).

Название трактата эвфемистично, оно представляет собой слово «день» с определённым артиклем, то есть его можно перевести как «тот самый день» или «всем известный день», так как Йом-кипур, день поста, покаяния и отпущения грехов, считается в иудаизме самым важным днём в году. В некоторых рукописях трактат называется прямо: כיפורים‎ (киппурим — «искупление») или יום הכיפורים‎ (йом ха-киппурим — «день искупления»).

Согласно Моисееву закону, главным в праздновании Йом-кипура было праздничное богослужение в скинии, а затем в Иерусалимском храме. Это был единственный день в году, когда первосвященник входил в самое сокровенное помещение храма — святое святых (קודש הקודשים), ритуал этого богослужения подробно описан в Лев. 16. В этот день соблюдался (и соблюдается верующими иудеями до сих пор) строгий пост. Значение праздника в Торе описано следующим образом:

также в девятый[2] [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего; а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее; никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера [десятого дня месяца] празднуйте субботу вашу.