Каверзнев, Александр Кириллович


Александр Кириллович Ка́верзнев (1774 (или по некоторым данным 1775[1]) — 1867) — российский кораблестроитель XIX века, построил 146 боевых судов, составил «Урочный реестр» — одно из первых отечественных уставных положений в области кораблестроения, которое регламентировало технологический процесс во всех Адмиралтействах страны, генерал-лейтенант Корпуса корабельных инженеров.

Каверзнев Александр Кириллович родился 29 августа 1774 года[2] в Смоленской губернии в семье священнослужителей, его дед Аввакум и отец Кирилл Каверзневы были священниками. С десятилетнего возраста Александр воспитывался в семье своего родного дяди известного русского ученого, биолога Афанасия Каверзнева[3][4].

В 1793 году Александр Каверзнев, после окончания главного народного училища в Смоленске, уехал в Херсон. 1 января 1794 года поступил на службу в Черноморское адмиралтейство корабельным учеником 2-го класса[5]. В 1797 году был переведён в Санкт-Петербургское адмиралтейство, посещал лекции в Морском кадетском корпусе. 1 января 1798 года произведён в обученные тиммерманы, летом того же года назначен преподавателем в открывшееся в Санкт-Петербурге первое в мире Училище корабельной архитектуры, в котором проработал до 1804 года, затем начал практическую деятельность на корабельных верфях[6].

В 1804 году в Главном гребном порту Санкт-Петербурга построил 14 канонерских лодок, исправлял в Гатчине и Павловске придворные суда. 26 октября 1804 года был произведён в помощники корабельного мастера XIV класса. В 1806 году на Олонецкой верфи построил 22 канонерские лодки. 1 января 1808 года произведён в XII класс. В 1808—1809 годах продолжал строить канонерские лодки: 6 лодок — в городе Куопио Великого княжества Финляндского, 16 — в рижском порту, 40 лодок и 28 транспортных судов на Лодейнопольской верфи. С 1810 году переделывал в Санкт-Петербургском порту 10 транспортных судов в галеты (двухпарусное судно). Построил там же по своему чертежу островскую лодку (плоскодонное судно для мелководья). 1813 году исправлял суда гребного флота и придворные суда в Павловске, в 1814 году построил для Государя Императора Александра I яхту «Россия» в виде фрегата, за что был награждён золотыми часами. После постройки яхты-фрегата был переведён в ревельский порт для исправления военных судов. 1 января 1817 года был произведён в IX класс[6].