Каменск-Уральский металлургический завод


Каменск-Уральский металлургический завод (ОАО КУМЗ) — одно из градообразующих предприятий города Каменска-Уральского Свердловской области России. КУМЗ создавался как завод специальной металлургии в составе Министерства авиационной промышленности для обеспечения самолётостроения полуфабрикатами из алюминиевых и магниевых сплавов, полученных обработкой давлением.

Принятое название на английском языке: Kamensk Uralsky Metallurgical Works J.S.Co. Сокращённое название — KUMZ — совпадает по звучанию с аббревиатурой на русском языке.

Завод выпускает из алюминия и алюминиевых сплавов слитки, плоский прокат, профили, трубы сварные, прессованные и бурильные, прутки, проволоку, штамповки любой конфигурации, диски для легковых и грузовых автомобилей, теплообменники для холодильников, окрашенные профили и конструкции.

Из-за вторжения России на Украину предприятие внесено в санкционные списки всех стран Евросоюза, США и некоторых других странПерейти к разделу «Санкции».

История КУМЗа началась с выхода постановления Экономсовета СССР № 513-99С от 3 июня 1939 года о строительстве в районе Каменска-Уральского завода № 268 как базы по производству магниевых сплавов[4]. В мае 1940 года начались строительные работы, но из-за начавшейся Великой Отечественной войны в планы строительства были внесены коррективы — строящийся завод должен был принять литейное и прокатное производства эвакуируемого из-под Москвы Ступинского металлургического завода (завода № 150). 6 февраля 1942 года была сдана в эксплуатацию первая электрическая печь литейного цеха. Первая плавка металла была выполнена 14 февраля[5]. В апреле 1942 года в Верхнюю Салду отправился первый вагон с продукцией завода — слитками[6]. В это же время, в связи с победой под Москвой и смещением линии фронта на безопасное расстояние, было принято решение о реэвакуации завода № 150, а новое оборудование для КУМЗа заказано в США.

Первым документальным определением предназначения завода стало следующее: «Завод № 268 является металлургическим заводом, предназначенным для производства основных материалов и заготовок для самолётостроения и частично для моторных заводов. На заводе предусмотрена организация трёх основных производств: прокатного — для изготовления алюминиевых листов, прессового — для изготовления прессованных профилей, кузнечно-прессового — для производства поковок и штамповок из цветных и чёрных металлов»[4].