Канал фараонов


Канал фараонов (также канал четырёх царей[2], позже река Траяна) — условное название древнего гидротехнического сооружения, связывавшего Суэцкий залив Красного моря с Нилом и просуществовавшего до VIII века н. э. Предшественник Суэцкого канала.

Идея строительства судоходного канала между Красным и Средиземным морями с использованием течения Нила возникла в глубокой древности. Аристотель сообщает[3], что первым строителем канала считается Сесострис. Сесострис — это собирательный образ египетских фараонов, часто отождествляемый с Рамсесом II (XIII век до н. э.) или Сенусертом III (XIX век до н. э.). Впрочем, по сведениям Аристотеля канал остался незавершённым, потому что оказалось, что уровень моря выше уровня реки, и строительство прекратили, «опасаясь испортить речную воду, смешав её с морской». О том же сообщает Страбон[4].

Тем не менее от времени фараона Сети I (XIII век до н. э.) до нас дошли изображения каналов, связывавших Нил с Горькими озёрами. Один из них ответвлялся от восточного рукава чуть ниже начала Дельты (несколько южнее Гелиополя), другой — восточнее Бубастиса. По-видимому, в последующие века канал не использовался, постепенно был заброшен, а его русло засыпал песок[5].

Бог великий Ахурамазда, который создал небо, который создал землю, который создал человека, который создал благоденствие для человека, который Дария сделал царём, который царю Дарию даровал царство великое, [изобилующее] добрыми конями и добрыми мужами.
Я – Дарий, царь великий, царь царей, царь многоплемённых стран, царь этой земли великой, далеко [раскинувшейся], сын Виштаспы, Ахеменид.
Говорит Дарий-царь: «Я перс. Из Персии я завоевал Египет. Я приказал прорыть этот канал от реки Пирава, которая течёт в Египте, до моря, которое простирается от Персии. Затем этот канал был прорыт, как я повелел, и корабли пошли из Египта через этот канал в Персию, так как была моя воля».

Геродот свидетельствует[6], что при фараоне Нехо II (VII—VI века до н. э.) была предпринята новая попытка провести судоходный канал от Нила к Красному морю. Он был длиной «в четыре дня пути» и такой ширины, что две триеры могли плыть рядом. На строительстве канала якобы погибло 120 000 египтян, но правителю пришлось отказаться от завершения работ в связи с неблагоприятным предсказанием оракула: «изречение это гласило, что царь строит канал только на пользу варварам». Возможно, речь идёт об опасениях жречества, что эксплуатация канала вызовет наплыв в страну чужеземцев — греческих купцов, больше всего в нём заинтересованных[5]. Тем не менее Нехо, видимо, успел провести трассировку канала, в общем совпадающую с руслом более северного канала Сети I[5].