Канонерские лодки типа «Эльпидифор»


Корабли́ (суда́) ти́па «Эльпидифо́р» — серия российских вооружённых десантных пароходов[3], а затем советских тральщиков и минных заградителей[4], позже переклассифицированных в каноне́рские лодки (КЛ).

Из 18 вступивших в строй судов серии, только первые 8 были построены как боевые корабли, остальные достроены как торговые суда.

В Российском императорском флоте (РИФ) в качестве вспомогательных и десантных кораблей использовались, как правило, бывшие гражданские суда с малой осадкой, называемые базные транспорты[5], мобилизованные у различных российских частных владельцев с началом Первой мировой войны. Кроме того, в качестве одного из основных десантно-высадочных средств на Черноморском флоте РИФ использовался ещё один вид гражданских судов — азовские паровые шхуны-зерновозы, мобилизованные в состав РИФ в основном в качестве тральщиков. Эти зерновозные суда, до мобилизации принадлежавшие разным частным владельцам Азово-Черноморского региона, не являлись однотипными, так как были построены на различных верфях (как правило заграничных), и различались мощностью cудовых энергетических установок, водоизмещением, главными размерениями и другими незначительными конструктивными отличиями. Тем не менее данная категория судов имела следующие основные отличительные черты, обеспечившие их эффективное применение в качестве десантно-высадочных средств[6]:

Эти суда были оптимизированы для плавания в условиях мелководного Азовского моря и могли подходить для погрузки и разгрузки зерна практически к самому берегу в любом месте, что значительно упрощало проведение грузовых операций. Пара сходен, опущенных с носа уткнувшегося в берег судна, позволяла грузчикам вереницей по одной из них таскать мешки с зерном, а по другой подниматься (спускаться) за следующей партией груза — впоследствии по этим сходням производилась высадка десанта. После мобилизации суда были вооружены одним-двумя 75-мм и двумя-четырьмя 37-мм или 47-мм орудиями, и благодаря своим конструктивным особенностям активно использовались в десантных операциях, проводимых вооружёнными силами Российской империи, таких например как десант в Ризе и Трапезундская операция[6].

В некоторых источниках эти мобилизованные паровые шхуны-зерновозы также получили нарицательное имя «Эльпидифоры»[8]. Тем не менее, данные суда не относятся к типу судов специальной постройки, которыми являются десантные пароходы, впоследствии — канонерские лодки, типа «Эльпидифор».