Десантный корабль


Десантный корабль — класс боевых кораблей, предназначенных для транспортировки (перевозки, доставки) личного состава, вооружения и военной техники, способных производить их высадку на необорудованное побережье[1].

Главным назначением десантных кораблей является высадка морского десанта, доставка вооружения и военной техники, а также снабженческих грузов на необорудованные места побережья (пляжи, плёсы и других). Также десантные корабли могут привлекаться к снабжению ВМБ и пунктов материально-технического обеспечения (ПМТО) флота[2]. Для этого они имеют усиленную конструкцию корпуса, по возможности малую осадку и плоское днище. Кроме того, на десантные корабли иногда возлагается роль непосредственной огневой поддержки десанта, для чего они оснащаются ствольной артиллерией, реактивными системами залпового огня (РСЗО), а некоторые - допускают базирование боевых вертолётов и самолетов штурмовой авиации. Для собственных и десантируемых войск в период непосредственно высадки ПВО десантные корабли могут оснащаться зенитными пулемётами, зенитной артиллерией и зенитно-ракетными комплексами. Кроме того, в случае базирования на десантных кораблях вертолётов огневой поддержки и самолётов штурмовой авиации, последние также привлекаются к решению задач ПВО, используя управляемые ракеты класса «воздух-воздух».

Корабли, с момента их появления, широко использовались для переброски войск по воде. В античности, в связи с огромной ролью мореплавания для тогдашней цивилизации, флот был необходим для ведения крупных войн. Он позволял быстро перебрасывать на большие расстояния целые армии, а затем и снабжать их, что было затруднительно сделать другими способами, в связи с общей неразвитостью транспортной инфраструктуры. К тому времени относится появление первых кораблей, способных перевозить сотни солдат со всем снаряжением.
Исторические типы кораблей и судов, выполнявших десантную функцию[3]:

Англичане, ещё в 1854 году, во время Крымской войны первыми применили плоты для доставки лошадей с кораблей на берег. Эти плоты были сделаны из деревянных бочек в несколько рядов и настила над ними.

Вплоть до Первой мировой войны для высадки морских десантов использовались, как правило, корабли и суда с малой осадкой. С ростом численности десанта и с увеличением количества техники требовались суда большей вместительности. Для уменьшения времени ввода в строй десантных кораблей под эти задачи переоборудовались суда разных типов, в основном, сухогрузных, которые бы вмещали большее количество сил и техники десанта. Наиболее известным таким судном стало во время Первой мировой войны «Ривер Клайд». В Российском Военно-Морском флоте использовались в качестве десантных кораблей суда, в том числе иностранного производства, под общим названием типа Базный транспорт[8][9].