Капитал и идеология


«Капитал и идеология» (фр. Capital et idéologie) — книга французского экономистаТома Пикетти[1], посвящённая проблеме экономического неравенствав контексте истории человеческой цивилизации. Первоначально опубликована на французском языке 12 сентября 2019 года.[2][3] Является продолжением книги 2013 года «Капитал в XXI веке».

Неравенство является не экономическим и технологическим, а идеологическим и политическим явлением, связанным, в первую очередь, с представлениями каждого общества о социальной справедливости и справедливой экономике, с интеллектуальным, а не материальным противостоянием различных групп.

Такой подход отличается от консервативных теорий, которые говорят о «естественных» основах неравенства: элита всегда и везде представляет неравенство как естественный и объективный процесс, а существующие социальные несоответствия — как структуру, созданную в интересах бедных граждан и общества в целом, при этом изменение такой структуры повлечёт страшные бедствия. Но исторический опыт говорит об обратном — революционные и политические процессы, которые позволили уменьшить и преобразовать прошлое неравенство, стали огромным успехом. Именно изменения лежат в основании самых ценных институтов, что сделали идею человеческого прогресса действительностью: всеобщее голосование, бесплатное и обязательное школьное образование, всеобщее медицинское страхование, прогрессивный налог. Скорее всего, эта тенденция продолжится в будущем.

Но подход Пикетти к неравенству отличается и от ряда доктрин, называемых «марксистскими». В отличие от тезиса, что состояние экономических сил и производственных отношений определяет идеологическую «надстройку» общества, Пикетти, наоборот, подчёркивает автономное существование сферы идей — идеологическо-политической сферы, а также то, что при одном состоянии производственных сил и отношений может существовать множество режимов идеологии, политики и неравенства. Альтернативы всегда были и будут.

Изучение различных исторических траекторий представляет собой лучшее противоядие как от элитарного консерватизма, так и от выжидания революции. Ведь гипертрофия и неопределённость государственной власти не менее опасны, чем сакрализация собственности, борьба с которой в XX веке привела к существенному человеческому ущербу, из-за чего в начале XXI века лучшим союзником гиперкапитализма стал посткоммунизм (в его российском и китайском вариантах), когда последствием катастроф сталинизма и маоизма стал отказ от эгалитаристских стремлений. Коммунистическая катастрофа даже вытеснила на второй план ущерб от рабовладельческой, колониальной и расовой идеологий, а также их связь с идеологией собственничества и гиперкапитализма.