Карабин (устройство)


Караби́н (от фр. carabine[1][2]) — съёмное соединительное звено. Имеет форму скобы с пружинной защёлкой. Может соединять две петли двух отдельных альпинистских верёвок, два предмета с отверстиями, быть ключевой частью карабинных узлов, быть одним звеном из нескольких в цепи из карабинов. Карабин является составным элементом страховки наряду с альпинистской верёвкой, страховочной системой.

Первоначально «карабинчиком» или «карабином» назывался крюк с защёлкой, при помощи которого подвешивали оружие-карабин к перевязи-бандольеру, после чего схватка продолжалась пистолетами (или холодным оружием). Близкое к карабину устройство упоминается уже в 1616 году в книге «Военное искусство на лошади» (Kriegskunst zu Pferdt) военного писателя Вальхаузена (Johann Jakob von Wallhausen)[3]. Первое подробное описание можно найти в «Экономической энциклопедии» 1785 года[4]. В США 7 апреля 1868 года был запатентован простой карабин для соединения цепей[5]. Другой патент на изобретение карабина был получен в 1906 году[6].

Карабин — основное соединительное устройство в скалолазании, альпинизме, промышленном альпинизме, спелеотуризме, арбористике, горном туризме, дельтапланеризме, парашютном спорте, роупджампинге и многих других смежных видах деятельности. Применяют для страховок, самостраховок, в качестве блоков, для соединения верёвок со скальными крюками. Также в силу своей универсальности используют в различных вариантах в рюкзаках, ранцах, сумках, креплениях для связки ключей.

Карабины, применяемые в промышленном альпинизме, при спасательных работах, где важны надёжность и долговечность в ущерб весу, изготовляют из стали.

Карабины из сплавов на основе алюминия (в просторечии часто называемые «алюминиевыми») в настоящее время практически вытеснили стальные в спортивном секторе. Они — дороже стальных, но значительно легче, и несмотря на это выдерживают те значительные нагрузки, которые они испытывают в спортивном скалолазании.

Карабины из титана теперь почти полностью вытеснены «алюминиевыми» и используются редко. Основная причина — хрупкость титана и его малая теплопроводность. Малейшая царапина или микротрещина является концентратором напряжения и может привести к поломке (даже есть выражение «титан — металл крылатый: когда полетит, никто не знает»). А малая теплопроводность по сравнению с алюминием приводит к оплавлению верёвки[7].