Караваджизм


Караваджи́зм — течение (в отдельных источниках: направление) в западноевропейской живописи эпохи барокко XVII века[1]. Караваджистами называют последователей и подражателей выдающегося итальянского живописца конца XVI века Микеланджело Меризи да Караваджо. Караваджо не основывал мастерскую с учениками, как большинство других художников, и поэтому у него не существовало школы в общепринятом смысле слова для распространения своего творческого метода. Однако его влияние на современников было огромным.

Он также никогда не излагал свой подход к искусству, так называемый «психологический реализм», а точнее натурализм, который может быть выведен только из его произведений. Но отдельные черты живописного метода Караваджо можно прямо или косвенно увидеть в творчестве Рубенса, Хосе де Риберы и даже Рембрандта. Знаменитый при жизни, сам Караваджо был забыт почти сразу же после смерти. Многие из его картин были переписаны его последователями, например «Поцелуй Иуды», которая до 1990 года приписывалась голландскому художнику Герриту ван Хонтхорсту[2]. Только в XX веке значение Караваджо для развития западноевропейского искусства было переоценено. В 1920-е годы историк искусства Роберто Лонги следующим образом охарактеризовал вклад Караваджо в историю живописи: «Рибера, Вермеер, Ла Тур и Рембрандт никогда не могли бы существовать без него. И искусство Делакруа, Курбе и Мане было бы совершенно иным»[3]. Влиятельный историк искусства Бернард Беренсон утверждал: «за исключением Микеланджело, ни один другой итальянский художник не оказал такого большого влияния на искусство»[4].

Для караваджизма характерен интерес к точной передаче особенностей натуры, подчёркнутый реализм в изображении предметов. Важная роль уделяется объёмности фигур, чаще за счёт сильной светотени — контрастному освещению крупных фигур, выдвинутых на передний план. Причём дальний план, как правило, остаётся темным, почти чёрным, как бы поглощённым темнотой. В произведениях караваджистов наблюдается драматическая сила образов, почерпнутая у самого Караваджо, несмотря на незамысловатость бытовых или каноничность евангельских сюжетов. Одиночество человека, считается одной из излюбленных тем художников-караваджистов. Со временем воздействие караваджизма стало сказываться на творчестве некоторых представителей искусства барокко, а также академизма[5].