Карозио, Маргарита


Маргарита Карозио (также Маргерита, итал. Margherita Carosio, 7 июня 1908, Генуя — 10 января 2005[3][4]) — итальянская оперная певица, лирическое сопрано. Карозио была одной из ведущих певиц своего времени, пела главные партии до первой половины 1960-х годов.

Карозио родилась Генуе, её отец Натале Карозио был композитором и преподавателем пения. Отец помогал Маргарите в период обучения в университете и в начале её концертной карьеры. Карозио впервые выступила на публике невероятно молодой, в возрасте 14 лет. В 1924 году, шестнадцатилетней, она дебютировала в виртуозной роли Лючии ди Ламмермур в Нови-Лигуре. Вскоре после дебюта ирландская певица Маргарит Шеридан рекомендовала её Королевскому оперному театру Ковент-Гарден на роль Фёдора в опере Мусоргского «Борис Годунов», где заглавную партию пел Фёдор Шаляпин. Почти все артисты пели на итальянском языке, Шаляпин по-русски, а хор — на французском языке. Сохранилась запись сцены смерти, на которой легко различим чистый голос Карозио. Позже Карозио говорила, что работа с великим русским певцом помогла ей понять, что значит не просто изображать персонаж, а быть им.

Артистический дар и способность Карозио к перевоплощению особо отметил Лаури-Вольпи, посвятивший ей целую главу в известной книге «Вокальные параллели». Исполнение партии Эглоги в мировой премьере оперы Масканьи «Нерон» в 1935 году вызвало бурю восторженных рецензий, и по мнению Лаури-Вольпи, дало старт стремительному взлёту карьеры певицы[5].

В 1928 году в Ковент-Гарден 19-летняя Кариозо пела Мюзетту[6] в «Богеме» и снова встретилась на сцене с Шаляпиным в «Борисе Годунове». В следующий раз она появилась в Лондоне только после Второй мировой войны, в 1946 году. На этот раз она прибыла как примадонна неаполитанской оперной труппы театра Сан-Карло и была очень выразительна в роли Виолетты («Травиата» Верди). Виолетту Карозио уже высоко оценили неаполитанские зрители. Элегантная, красивая, миниатюрная, очаровательная и пафосная одновременно, всем обликом напоминающая Мадонну, Карозио казалась специально созданной для этой роли. На следующих гастролях она представила одну из самых характерных своих ролей — взбалмошную Адину («Любовный напиток» Доницетти). Эта партия, исполненная в Ла Скала, сохранилась в записи на лейбле EMI.

Очень скоро Карозио уже пела по всей Италии, в ролях, которые требовали лёгкого колоратурного сопрано, которым обладала певица. Она пела Амину («Сомнамбула» Беллини), Норину («Дон Паскуале» Доницетти), Констанцию («Похищение из сераля» Моцарта). Карозио дебютировала в Ла Скала в 1929 году в роли Оскара («Бал-маскарад» Верди), затем спела прелестную Филину в опере Тома «Миньон». Карозио исполнила в Ла Скала множество партий, все с неизменным успехом, в особенности Розину в «Севильском цирюльнике» Россини. В этой роли она с большим успехом выступила на Зальцбургском фестивале в 1939 году[7].