Катасанов, Александр Семёнович


Катаса́нов Алекса́ндр Семёнович (17371804) — русский кораблестроитель XVIII века, обер-сарваер, генерал-лейтенант флота, первый директор первого в мире Училища корабельной архитектуры в Санкт-Петербурге[1].

По чертежам Катасанова было построено более 50 канонерских лодок, 40 линейных парусных кораблей и 24 фрегата, 12 из которых построил лично. Ввёл медную обшивку подводной части военных кораблей и единую окраску корабельных корпусов. Впервые в практике отечественного кораблестроения бак и ют кораблей соединил сплошной палубой, что позволило усилить огневую мощь и улучшить управление парусами, изобрёл механизм для механической установки мачт на российских кораблях.

Александр Семёнович Катасанов родился в 1737 году. Писатель Валентин Пикуль в романе «Фаворит» указывает, что Катасанов (в книге Катасонов) — уроженец Архангельской губернии. Корабельным учеником принимал участие в постройке судов, сначала на Соломбальской верфи, затем с 13 лет строил ластовые суда на Галерном островке в Санкт-Петербурге[2]. К 1765 году имел чин корабельного мастера майорского ранга[3].

В качестве корабельного мастера ластовых судов принимал участие в 1-й Архипелагской экспедиции (1769—1774) — крупной стратегической операции эскадры адмирала Г. А. Спиридонова Балтийского флота в Средиземном моря во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов. За исправление судов Спиридонов пожаловал Катасанову 50 «червонных» и отправил о его работе отзыв в Адмиралтейств-коллегию: «кто не самовидец, едва поверить бы мог о тамошнем в Аузе нашем адмиралтействе; имея флот с греческим до 100 судов и каждое какой-нибудь требует починки и поправления, а он, Катасанов, у всего того один только мастер». В 1775 году Катасанов возвратился из Средиземного моря[1].