Каудильо


Кауди́льо (исп. caudillo — «предводитель» или «вождь», официальный титул испанского диктатора Франко) — титул диктатора националистической Испании, название прочих испанских диктаторов, а также диктаторов в ряде стран Латинской Америки, пришедших к власти посредством военного переворота и опирающихся непосредственно на военную силу. Также «каудильо» могут называться политические лидеры, обладающие неограниченной властью на местах.

Режим, при котором у власти находится каудильо, называется каудили́зм. Для каудилизма характерны ликвидация прав и свобод, установление террора и репрессий, прямые расправы с политическими противниками.

В латиноамериканских странах, в частности, в бывших испанских колониях, военные перевороты, в результате которых к власти приходили военные диктаторы, исчисляются буквально сотнями[1].

В XIX веке в странах Латинской Америки боролись за власть различные группировки и кланы, прежде всего помещиков-латифундистов. Политические конфликты обычно решались гражданской войной или путем «пронунсиамьенто», то есть государственного переворота. Обычной была крайняя политическая нестабильность. Например, с 1826 по 1836 год в Перу сменились 8 президентов, а в Чили с января 1823 до марта 1830 года власти успели поменяться 24 раза. Та социальная организация, ко­торые сложилась еще в колониальный период (власть хозяина асьенды, основанная на его непререкаемом авторитете и личной преданности «клиентуры», её материальной зависимость от «патрона»), переносилась и на государственный уровень, что привело к феномену, называемому каудилизмом. Ещё в период войны за независимость 1810–1826 годов в странах региона произошла милитаризация власти. В Мексике и Перу глав­нокомандующий вооруженными силами или другой представитель военной верхушки, заручив­шись поддержкой армии или ее части, мог стать «вер­ховным каудильо», президентом страны. Он становился диктатором, при этом, однако, сохраняя формально республиканскую форму правления и видимость разделения властей. Его «клиентурой» становились лояльные ему более мелкие каудильо, которые, в свою очередь, имели собственных «клиентов». В других странах Латинской Америки рвавшиеся к власти каудильо старались использовать в своих интересах местное ополчение и собственных пеонов или гаучо. Практически любой каудильо был искренне убежден, что народ его страны не готов к демократии по европейским образцам, и заявлял, что сначала следует обеспечить общественный порядок и экономический прогресс, а потом уже можно будет говорить о создании демократических институтов, защите свобод и прав личности и т.д.

В конце XIX — начале XX века усиление тенденции к консолидации латиноамериканских государств привело к появлению каудильо нового типа, выступавших за централизацию власти и ликвидацию сепаратистских тенденций. В деятельности ряда каудильо (боливийца Мануэля Исидоро Бельсу, эквадорца Элоя Альфаро, гватемальцев Хусто Руфино Барриоса и Эстрады Кабреры) проявлялись черты социального реформаторства[2][3][4].