Каундинья


Каундинья (санскр. कौण्डिन्य) или Конданья (пали Koṇḍañña), также известный как Анья или Анна Конданья (пали Ājñātakauṇḍinya), был буддийским монахом и первым, кто стал архатом. Он жил в IV веке до н. э. на территории Уттар-Прадеша и Бихара, Индия. Согласно традиционным источникам, во время рождения Гаутамы Будды он предсказал его будущее в качестве великого духовного наставника.

Каундинья был первым из пяти учеников Будды, а затем путешествовал по Индии, распространяя дхарму. Среди известных новообращённых им был его племянник Пунья, которого Будда признал главным проповедником Дхармы. В последние годы жизни он уединился в Гималаях.

Каундинья родился до времени Сиддхартхи Гаутамы в богатой семье брахманов вишвакарма в городе Донаваттху, недалеко от Капилавасту. В молодом возрасте он изучил три Веды и преуспел в физиогномике (лакхана-манта)[1].

Каундинья стал молодым учёным-брамином вишвакармы в Капилавасту, в царстве Сакьев при царе Суддходане. Он вошёл в состав группы учёных, которых пригласили ко двору, чтобы предсказать судьбу наследного принца Сиддхартхи во время церемонии присвоения имени. Сиддхартха был первым ребёнком, родившимся у Суддходаны и царицы Майи за двадцать лет брака, младенец был окружен большим вниманием со стороны придворных и народа. Все учёные подняли два пальца и сделали двоякое предсказание: Сиддхартха либо станет чакравартином, либо отречётся от мирской жизни и будет великим духовным лидером. Каундинья был единственным, кто, подняв один палец и заявив таким образом о своём предсказании, прямо заявил, что Сиддхартха откажется от мира, чтобы стать Буддой[2]. После этого Каундинья поклялся, что последует за Сиддхартхой, когда тот станет аскетом, чтобы стать учеником будущего Будды[1][3].

Тем временем, Суддходана попытался помешать предсказанию Каундиньи сбыться, поскольку хотел, чтобы его сын унаследовал царство и расширил его территорию. Суддходана предпринял сложные меры, чтобы оградить Сиддхартху от всех мирских страданий, отвлечь его ум от духовных вопросов, побаловать его материальной роскошью и всевозможными чувственными удовольствиями. Тем не менее, Сиддхартха убедил своего отца позволить ему выйти из дворца, чтобы встретить своих подданных. Суддходана согласился, но попытался представить принцу «подретушировнный» образ человеческого существования, приказав убрать с улиц нищих, стариков и больных людей. Несмотря на это, Сиддхартха увидел четыре неприглядных зрелища, которые побудили его пересмотреть своё мировоззрение[4].